Arms
 
развернуть
 
694020, г. Корсаков, ул. Флотская, д. 62 Б, (гражд.)
694020, г. Корсаков, ул. Флотская, д. 19 (угол.)
Тел.: (42435) 4-48-49 (ф.) (угол.)
4-04-74 (т/ф.) (гр..)
korsakovskiy.sah@sudrf.ru
схема проезда
694020, г. Корсаков, ул. Флотская, д. 62 Б, (гражд.); 694020, г. Корсаков, ул. Флотская, д. 19 (угол.)Тел.: (42435) 4-48-49 (ф.) (угол.); 4-04-74 (т/ф.) (гр..)korsakovskiy.sah@sudrf.ru
            Пресс-служба
        судебной системы
     Сахалинской области

График работы суда:

Понедельник - Четверг

с 8.30 до 18.15

 

Пятница

с 8.30 до 17.00

 

Перерыв

с 12.30. до 14.00

Выходной:

суббота – воскресенье.

Документы принимаются

в приемной (кабинет №2, ул. Флотская 19)

с 8.30 до 18.15

(понедельник - четверг)

с 8.30 до 17.00

(пятница)

 

 

перерыв на обед

с 12.30 до 14.00

Прием председателя суда (временно приостановлен):

Вторник с 9.00 до 10.00


 

Положение о приемной суда

 


СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО
Организация и характер деятельности органов судейского сообщества зарубежных стран

Организация и характер деятельности органов судейского сообщества зарубежных стран

В 2007—2008 годах Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и Россий­ская академия правосудия организовали проведение исследования деятельности органов судейского сообщества зарубежных стран. Была создана временная творческая группа: руководитель — Т.Н. Нешатаева, заведующая кафедрой международного права РАП, доктор юридических наук, профессор; А.Я. Автамонов, заместитель руководителя аппарата ВККС РФ, государственный советник Российской Федерации 2 класса; Т. С. Козлова, преподаватель кафедры международного права РАП; Е.А. Куделич, доцент кафедры международного права РАЛ, кандидат юридических наук; В. В. Старженецкий, заместитель заведующего кафедрой международного права РАП, кандидат юридических наук; В.Л. Толстых, профессор кафедры международного права РАП, доктор юридиче­ских наук.

Ареал исследования состоял из 22 стран: Австралия, Австрия, Армения, Беларусь, Болгария, Гер­мания, Нидерланды, Индия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизия, Китай, Литва, Поль­ша, Сингапур, США, Украина, Франция, Чехия, Япония.

Публикуемый текст представляет собой краткий обзор деятельности органов судейского сооб­щества. Он включает в себя как обобщающие выводы, так и наиболее содержательные конкретные данные, характеризующие различные стороны этой деятельности.

С учетом цели исследования сбор и анализ информации об организационно-правовой базе и практике работы органов судейского сообщества — творческая группа не делала в данном обзоре прямых сопоставлений зарубежного опыта с российским по всему спектру тем и вопросов. Это тем более уместно, что прямого калькирования быть не может, поскольку в большинстве названных стран органы судейского сообщества, называемые советами судей, судебными советами и т.п., вы­полняют те же функции, что и квалификационные коллегии судей в России.

Отметим также, что некоторые реалии зарубежной практики представляются не вполне со­ответствующими таким базовым принципам организации и деятельности судебной власти и, сле­довательно, органов судейского сообщества, как независимость и самостоятельность. Но ценность чужого опыта заключается еще и в том, что знакомство с ним позволяет сделать собственные вы­воды о его полезности.

Исследование организации и деятельности органов судейского сообщества 22 зарубежных стран показывает, что повсеместно судебная власть в силу специфики своего устройства и функционирования нуждается в особых право­вых институтах внутренней организации и обес­печения деятельности.

В большинстве этих стран были созданы и функционируют органы судейского сообщест­ва, на которые возложено решение важнейших для судебных систем вопросов (подготовка, отбор претендентов и назначение судей, при­влечение их к ответственности, профессио­нальный рост и др.). Органы судейского сооб­щества выражают интересы правосудия в це­лом и судей как носителей судебной власти. Они содействуют совершенствованию судеб­ной системы и судопроизводства, защищают законные права и интересы судей, поддержи­вают судебную систему в организационном и кадровом плане, утверждают авторитет судеб­ной власти.

В интересах объективности нельзя не отме­тить, что из общего ряда выделяются страны, в  которых либо действует строго вертикальная система управления всей жизнедеятельностью судебной системы высшими судами (Сингапур, Япония), либо функции руководства судами вы­полняют органы политического руководства страны (Китай).

В зависимости от исторических, политиче­ских и правовых традиций государств органы судейского сообщества различаются, и иногда существенно, по организационно-правовому статусу, компетенции и полномочиям.

В некоторых странах создание и полномочия этих органов прописываются в конституциях или законах о судебной системе (Армения, Бол­гария, Испания, Канада, Польша, Франция), а в их руководящие органы входят полномочные представители законодательной и исполнитель­ной властей. Это само по себе создает предпо­сылки для превращения органов судейского со­общества в государственные органы с опреде­ленным уровнем самостоятельности. Считается, что такой подход, такая организационно-право­вая практика способствуют более эффективно­му исполнению ими своих полномочий.

В других странах органы судейского сообще­ства не имеют государственного статуса и вы­ступают скорее как ассоциации судей, общест­венные организации (Австралия, Беларусь, Киргизия, Чехия).

В целях достижения транспарентности орга­нов судейского сообщества, борьбы с так назы­ваемой корпоративность^ в их состав в некото­рых странах включаются представители испол­нительной и законодательной ветвей власти, об­щественности (Армения, Болгария, Казахстан, Канада, Польша, Франция). При этом возника­ет задача обеспечить баланс голосов между судь­ями и представителями других органов государ­ственной власти, дабы не утратить саму сущ­ность органа судейского сообщества.

Введение в состав органов судейского сооб­щества лиц, не являющихся судьями, в боль­шинстве государств рассматривается как эле­мент контроля общества за деятельностью этих органов. Но поскольку контроль со стороны ор­ганов исполнительной и законодательной вла­сти не соответствует принципу независимости судебной системы, вводятся иные методы кон­троля — например, публикация ежегодных или квартальных отчетов (докладов) о деятельности этих органов, чтобы с ней могла ознакомиться общественность (Болгария, Испания, Литва).

В некоторых странах органы судейского со­общества наделены конкретными полномочия­ми по представлению рекомендаций при назна­чении судей и участию в процессе привлечения судей к дисциплинарной ответственности (Ита­лия, Франция).

Но преобладающей современной тенденци­ей государств, создающих либо реформирую­щих органы судейского сообщества, является наделение их значительными полномочиями не только в области отбора претендентов в судьи и привлечения судей к дисциплинарной ответст­венности, но и в сфере администрирования су­дов (организация обучения судей, строительст­во, информационное обеспечение) и даже в со­ставлении бюджета и распределении бюджет­ных средств (Болгария, Испания, Канада, Поль­ша, США).

Необходимо подчеркнуть, что органы судей­ского сообщества в большинстве стран наделя­ются достаточно широкими полномочиями именно в тех сферах, где решения непосредст­венно влияют на деятельность судебной систе­мы: отбор претендентов и назначение на долж­ность судьи, обучение и повышение квалифика­ции, профессиональный рост судей, привлече­ние их к ответственности.

Отбор претендентов и назначение судей

Применительно к отбору претендентов и на­значению на должность судьи можно отметить, что общая тенденция заключается в повышении требований, предъявляемых к претендентам. Это


выражается в установлении четких квалификаци-онных требований (уровень образования, нали­чие ученых степеней и опыта юридической рабо­ты), в обогащении содержания обучения и в ус­ложнении вопросов и задач на квалификацион­ных экзаменах. В этом отношении особенно ин­тересен опыт Японии, о котором будет рассказано в соответствующем разделе обзора.

Общими требованиями к претенденту на должность судьи являются наличие гражданст­ва, достижение определенного возраста (как правило, 25—30 лет, хотя в Китае судьей можно стать в возрасте 23 лет), получение юридическо­го образования определенного уровня (в Авст­рии также необходимо окончить профильное учебное учреждение) и сдача квалификацион­ного экзамена.

В качестве дополнительных требований вы­двигаются постоянное проживание на террито­рии данного государства (не менее 10 лет — Ук­раина), знание второго языка (например, рус­ского — Беларусь), прохождение специальной подготовки в виде стажировки и практики (сро­ком от 9 месяцев в Австрии до 6 лет в Нидерлан­дах), хорошее здоровье (Китай).

При этом требования к претендентам на должность судьи во всех странах различаются в зависимости от уровня и специализации судов. Так, претендент на должность судьи вышестоя­щего суда должен иметь стаж работы не просто по юридической специальности, а именно судь­ей, а также безупречную репутацию, дополни­тельное профильное образование.

Нельзя не отметить и такую ясно выражен­ную тенденцию: первоначальное назначение судьей происходит, как правило, в суды низше­го уровня, а, например, в Литве эта практика предусмотрена законодательно.

Ужесточение требований к претендентам на должность судьи повсеместно рассматривается как фактор более качественного отбора кадров.

Приведем несколько наиболее интересных конкретных примеров.

Нидерланды

В стране создан Судебный совет, одна из задач которого обеспечивать качество подготовки судей.

Отбор претендентов после окончания право­вой школы происходит в пять этапов. На пер­вом этапе выборный комитет проверяет соот­ветствие документов претендента законодатель­ным требованиям. Затем он проходит тест на компетентность и собеседование в выборном комитете.

Отобранные претенденты проходят психоло­гическую оценку, состоящую из теста и разбора различных жизненных ситуаций, и еще одно со-беседрвание в выборном комитете. Допуск к дальнейшим этапам дается по результатам теста и количеству вакантных мест.

Четвертый этап — шестилетняя стажировка. Те, кто стал кандидатом, приписываются к кон­кретному суду. Стажировка состоит из курсов и практики под контролем "ментора" — как прави­ло, опытного судьи или прокурора. Предусматри­вается несколько курсов: 6 месяцев — уголовное право, 10 — гражданское, 10 — административ­ное, 12 месяцев — гособвинение. На практике кандидаты работают в суде в качестве стажеров. После 38 месяцев базовой подготовки кандидаты должны выбрать работу либо в суде, либо в проку­ратуре. После этого их отправляют на углублен­ные курсы подготовки продолжительностью 10 месяцев. Затем следует двухлетняя практика вне судебного органа — в юридической фирме, на го­сударственной службе (министерство, агентство) или в коммерческой организации.

И, наконец, пятый этап — собеседование с судьями конкретного суда, где есть вакантное место.

Опытные юристы тоже могут стать судьями, если удовлетворяют следующим требованиям: наличие диплома, возраст не менее 31 года, 6 лет работы по юридической специальности. Канди­дат проходит психологический тест и 3 собесе­дования с разными членами выборного комите­та. Затем, если есть поддержка председателя суда, назначается заместителем судьи. Он обу­чается вести судебные заседания и составлять решения, проходит различные курсы подготов­ки. Длится этот период, как правило, 2—3 года.

Судья-куратор должен вынести суждение о профессиональной пригодности заместителя судьи, а руководство суда, где существует вакан­сия, готовит список из 3 кандидатов. Для этого требуется мнение пленарного собрания судей данного суда. Рекомендации отсылаются Судеб­ному совету, который представляет их мини­стерству юстиции. Судьи Верховного суда на­значаются Короной по представлению нижней палаты парламента.

Как видим, такая процедура отбора и назна­чения судей весьма требовательна. Постепенное вхождение в профессию, привыкание к слож­ной работе — основные отличительные черты этой системы в Нидерландах.

Австрия

Действующая здесь система отбора кандида­тов в судьи состоит из двух стадий. Первая ста­дия — получение диплома по праву (пять лет обучения в одном из пяти университетов). Вто­рая — практика в суде, помощником юриста в юридической фирме или в нотариате. Практика в суде длится 9 месяцев и имеет целью ознако­мить претендентов с повседневной деятельно­стью суда под контролем опытных судей. Каж­дые три месяца судьи-кураторы меняются, они дают характеристику претендентам. На ее осно­вании и происходит отбор претендентов. Рас­пространены дополнительные экзаменацион­ные испытания и психологические тесты.


, После практики претенденты обращаются в Центр подготовки судей, продолжают обучение, получают статус кандидата на должность судьи, к ним прикрепляют судей конкретного суда в качестве кураторов. Обучение кандидатов длит­ся еще 4 года. Однако 3 года из них составляет практика в суде. Кандидаты занимаются разбо­ром дел различной направленности под контро­лем опытных судей.

По окончании обучения сдается квалифика­ционный экзамен, который состоит из пись­менной и устной частей. Оцениваются не толь­ко знания кандидата, но и его ответственность, способность принимать решения, работать в стрессовых условиях, общая работоспособ­ность, манера изложения мыслей, личностные и социальные характеристики.

Возрастной ценз для претендентов отсутст­вует, но это компенсируется строгостью других требований и обязательностью всей процедуры подготовки. Ее выполнение занимает столько времени, что к сдаче экзамена претендент под­ходит в возрасте 29—30 лет.

Сдавший экзамен кандидат может претендо­вать на любое освободившееся место судьи. Но, как правило, вакантные места в высших судеб­ных инстанциях замещаются наиболее опытны­ми и квалифицированными судьями низших инстанций.

Согласно Конституции судей назначает пре­зидент страны. Но для некоторых категорий су­дей это полномочие делегировано министерству юстиции. На практике только председатели и заместители председателей судов первой ин­станции, а также судьи апелляционных судов и Верховного суда назначаются президентом. Он рассматривает предложения федерального пра­вительства, которое также может делегировать свои полномочия министерству юстиции. Су­дьи назначаются пожизненно.

Германия

Квалификационные требования к судьям регулируются Германским судебным актом. Подготовка к работе судьей начинается с уни­верситета и длится в среднем 4 года. Курс закан­чивается первым экзаменом. Он проводится государственной экзаменационной службой, которая, как правило, прикреплена к высшему земельному суду. Затем следует практическая подготовка, называемая дословно "подготови­тельной службой". Она длится 2 года, студенты трудоустраиваются как гражданские служащие на обучении, получая скромное денежное со­держание. Например, в Вестфалии студенты ра­ботают 5 месяцев в суде, рассматривающем граж­данские дела по первой инстанции, 3 месяца в прокуратуре или суде, рассматривающем уго­ловные дела, 3 месяца в административном ап­парате (обычно в органах местного самоуправ­ления), 10 месяцев с практикующими юристами (адвокатами). Цель — привить практические навыки применения права. Обучение сопровожда­ется курсами, освещающими практические во­просы применения норм права.

Затем проводится второй экзамен, который принимают, как правило, действующие судьи и адвокаты, требующие уверенного знания и по­нимания практики.

Это уникальная концепция юридического образования. Ее уникальность в том, что второй экзамен — это одновременно квалификацион­ный экзамен на занятие юридической должно­сти на гражданской службе, в том числе долж­ности судьи. Те, кто сдал такой экзамен, вправе занимать должность юриста. К этому времени средний возраст кандидата составляет 28—30 лет. Его шанс быть назначенным судьей зависит уже не столько от того, что он сдал экзамены, сколь­ко от того, насколько успешны результаты экза­менов. Для занятия должности судьи необходи­мо иметь результат "выше среднего". Такую оценку получают примерно 15% студентов.

Кроме профессиональной квалификации, полученной по итогам экзаменов, ничего иного не требуется. Нет политики, направленной на набор судей из других юридических профессий. Возрастной ценз, как и в Австрии, не преду­смотрен. Как и все государственные служащие, судьи должны представлять сертификат состоя­ния здоровья и налоговую декларацию, отвечать нравственным требованиям.

Процедура назначения разная в каждой фе­деральной земле. Назначение судей высших фе­деральных судов осуществляет выборный коми­тет федерации и федеральный министр. Каж­дый член выборного комитета имеет право представлять кандидатуры, однако строгой про­цедуры нет. Как правило, кандидатуры пред­ставляются на рассмотрение комитета специ­альным советом при президенте Германии.

Немецкая система ориентирована на то, что­бы судьи выстраивали свою карьеру в суде в те­чение всего периода трудоспособности, так как судьи назначаются пожизненно.

Для уже назначенных судей распространен испытательный срок. Сначала судья назначает­ся на должность так называемого младшего су­дьи. Чтобы быть назначенным на постоянную должность судьи, младший судья должен прора­ботать не менее 3 лет. В течение испытательного срока младший судья может быть дисквалифи­цирован, причем, как правило, в упрощенном порядке (по сравнению с судьями, назначенны­ми пожизненно).

Литва

Система судейского самоуправления состоит из общего собрания судей, Судебного совета и Суда судейской чести.

Закон "О судах" предусматривает так назы­ваемую карьерную систему отбора и продвиже­ния по службе судей, в соответствии с которой лицо может быть впервые назначено на долж-


ность судьи лишь в суд низшего уровня. Претен­дент, соответствующий законодательно уста­новленным требованиям и сдавший экзамен, включается в список кандидатов в судьи район­ных судов в соответствии с процедурой, опреде­ленной Судебным советом. Составленный На­циональной судебной администрацией список передается президенту страны, Судебному сове­ту и отборочной комиссии.

Отбор судей производится отборочной ко­миссией в соответствии с правилами и крите­риями, установленными Судебным советом. Она представляет заключение по каждому кан­дидату президенту, однако такое заключение не является обязательным.

Президент, в свою очередь, представляет на рассмотрение Судебного совета список лиц, ко­торых планирует назначить на должность. В от­ношении каждого из них совет должен предста­вить заключение. При этом мнение совета не носит обязательного характера.

США

Здесь существуют Конференция судей США с системой комитетов, конференции и советы судей в округах (границы округов не совпадают с административно-территориальным делением, аналогично округам в системе арбитражных судов в России).

Кандидаты в федеральные судьи высших су­дов номинируются президентом США, а затем должны быть утверждены большинством голо­сов в сенате. Немаловажная деталь: до того, как будет объявлено имя кандидата, он подвергает­ся тщательной проверке ФБР. Кроме того, его профессиональный опыт и квалификация изу­чаются Американской ассоциацией юристов, которая дает свои рекомендации по кандидатуре президенту и конгрессу. Для кандидатов в судьи не предусмотрено никаких специальных экза­менов. Главный критерий отбора при назначе­нии на должность любого федерального судьи — опыт работы и академические достижения. Кан­дидат в судьи должен обязательно иметь боль­шой опыт работы в юридической сфере: как правило, судьями становятся практикующие юристы, прокуроры. Юрист должен иметь дип­лом колледжа (обычно 4 года обучения), диплом юридического университета (3 года), а также сдать экзамен для получения лицензии на право вести юридическую практику в конкретном штате. Большинство федеральных судей к мо­менту назначения имеют не менее 15—20 лет юридической практики. Судьи по банкротствам и мировые судьи должны иметь не менее 5 лет юридической практики. Фактически при назна­чении все они имеют более чем 5-летний опыт.

При назначении судей по банкротствам, су­дей штатов или мировых судей суд прибегает к помощи специальных советов, состоящих из юристов и простых граждан. Процедура отбора судей в США зависит от штата, но обычно используется один из двух основных способов — выборы либо назначение губернатором или мэ­ром. Например, в штате Нью-Йорк кандидат в судьи должен быть практикующим юристом с опытом работы не менее 10 лет и пройти отбо­рочную комиссию из представителей юридиче­ских вузов, коллегий юристов и общественных организаций. После этого комиссии передают имена кандидатов на включение в избиратель­ные бюллетени на рассмотрение ответственным за организацию выборов чиновникам либо от­ветственному за отбор чиновнику, если исполь­зуется система назначений. Первоначальный срок назначения судей апелляционных судов и судов общей юрисдикции различен в каждом из штатов. Только в одном штате — Род-Айленд — судьи назначаются пожизненно.

Армения

В стране действуют Совет правосудия с Дис­циплинарной комиссией, Совет председателей су­дов, Ассоциация судей.

Основным органом, занимающимся вопро­сами назначения на должность судьи, является Совет правосудия. По предложению министра юстиции он ежегодно составляет и представляет президенту страны списки должностной при­годности и служебного продвижения судей (ст. 13 Судебного кодекса), которые утвержда­ются в месячный срок.

В эти списки включаются судьи, которые по профессиональным и моральным качествам со­ответствуют занимаемой должности, а также граждане Армении с высшим юридическим об­разованием, которые достигли возраста 25 лет, имеют не менее 3 лет стажа по специальности юриста и могут работать судьями.

Процедура назначения судьи выглядит сле­дующим образом. К 1 сентября каждого года Су­дебная школа Армении составляет списки кан­дидатов, рекомендуемых к назначению на долж­ность судьи впервые по результатам проведен­ного квалификационного тестирования. При этом результаты тестирования размещаются на официальном сайте армянского правосудия, и с ними могут ознакомиться все желающие.

Не позднее 20 ноября руководство Судебной школы представляет Совету правосудия список кандидатов, публикует его в печатных СМИ ти­ражом не менее чем 3 тысячи экземпляров и размещает на том же сайте.

Совет правосудия приглашает всех кандида­тов на собеседование. Члены совета проводят голосование, указывая в бюллетене фамилию и имя выбранного кандидата. При этом каждый член совета может отдать голос только за одного кандидата. По итогам голосования составляется список из 10 кандидатов, набравших большее количество голосов. Не позднее 15 декабря спи­сок представляется президенту, и не позднее 25 декабря он подписывает указ о назначении соответствующих лиц на должности судей.


Беларусь

Система органов судейского сообщества вклю­чает съезд судей, Республиканский совет судей, конференции судей, квалификационные коллегии судей, экзаменационные комиссии.

К квалификационному экзамену на долж­ность судьи может быть допущен гражданин республики, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации "юрист". Экзамен проводится экзаменацион­ными комиссиями, которые создаются при Верховном суде и при Высшем хозяйственном суде.

Подбор лиц, претендующих на должности судей общих и хозяйственных судов, представ­ление их кандидатур экзаменационным комис­сиям осуществляются соответственно Верхов­ным судом, Высшим хозяйственным судом, ми­нистерством юстиции.

Положительный результат экзамена являет­ся основанием для зачисления кандидатом в су­дьи и действителен в течение двух лет. Заявле­ние о зачислении кандидатом в судьи с прило­жением документов, подтверждающих соответ­ствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассмат­ривается ею с участием лица, обратившегося с заявлением, не позднее чем через месяц с мо­мента его подачи. По результатам рассмотрения принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации, которое объявляется заявителю. При этом об­жалование решения соответствующей квалифи­кационной коллегии судей в Квалификацион­ную коллегию судей Верховного суда не преду­смотрено. (В Беларуси нет квалификационной коллегии судей Высшего хозяйственного суда, но действует квалификационная коллегия судей хозяйственных судов.)

При наличии в суде вакантной должности судьи квалификационная коллегия судей реко­мендует зарегистрированного ею кандидата для назначения на эту должность и прохождения специальной подготовки, о чем информирует министерство юстиции. Специальная подготов­ка включает обучение до одного года в специа­лизированном учреждении образования, совме­щенное со стажировкой в одном из судов рес­публики под руководством судьи, назначенного соответственно председателем Верховного суда или председателем Высшего хозяйственного суда.

Судьи назначаются на должность сроком на 5 лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно.

Казахстан

Здесь созданы Высший судебный совет, Ква­лификационная коллегия юстиции, республикан­ская и областные дисциплинарно-квалификационные коллегии, Союз судей, Комиссия по судей­ской этике.

Согласно ч. 3 ст. 79 Конституции Казахстана судьями могут быть граждане республики, дос­тигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юри­дическое образование, стаж работы по юриди­ческой профессии не менее 2 лет и сдавшие ква­лификационный экзамен.

Конституционным законом "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" установлены дополнительные требования к претендентам на должность судьи. Претендент должен иметь безупречную репутацию, пройти медицинское освидетельствование на отсутст­вие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, и ста­жировку в суде, а также получить положитель­ный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, сдача квалификационного экза­мена и прохождение стажировки не требуются.

Прием экзаменов у претендентов осуществ­ляется только после прохождения ими специ­альной проверки (на наличие судимости, других обстоятельств, препятствующих назначению на должность судьи).

Следующей стадией проверки тех, кто при­обрел статус кандидата, является стажировка в районном суде, которая, наряду с освоением кандидатом специфики работы в районном суде, приобретением необходимых практиче­ских и организаторских навыков, позволяет так­же изучить его индивидуальные особенности, профессиональные, морально-этические и пси­хологические качества.

Срок прохождения стажировки (от 3 до 6 ме­сяцев) устанавливается председателем районно­го суда в зависимости от стажа, опыта работы стажера и других данных, на основании которых определяется уровень его профессиональной подготовленности.

Предусмотрена также обязательная публика­ция в средствах массовой информации сведений о кандидатах в судьи, допущенных к стажировке в суде. Это позволяет гражданам высказать мне­ние о том или ином кандидате. Поступившая информация учитывается в дальнейшем при об­суждении итогов стажировки.

Последним этапом проверки кандидатов на должность судьи является участие их в конкурсе на занятие вакантной должности судьи. Лица, изъявившие желание принять участие в конкур­се, сдают определенный перечень документов, в который, помимо прочего, входят документы, характеризующие их профессиональный уро­вень (выписки из приказов об увольнении из правоохранительных органов, судов и с воин­ской службы, служебная характеристика), за­ключение пленарного заседания областного суда об итогах прохождения стажировки, меди­цинские справки установленной формы. Дейст­вующие судьи и кандидаты в судьи, ранее зани-


мавшие должность судьи, дополнительно пред­ставляют сравнительную таблицу со статистиче­скими данными о своей работе, сведения о при­влечении к дисциплинарной ответственности и о поступивших жалобах.

Отбор кандидатов производится с учетом профессиональных, личностных и мораль­но-нравственных качеств, но предпочтение от­дается лицам, имеющим больший стаж юриди­ческой работы и лучшие результаты квалифика­ционного экзамена.

Рекомендации Квалификационной коллегии юстиции даются по результатам конкурсного рассмотрения и направляются министру юсти­ции для представления кандидатов на вакант­ные должности судей, председателей районных или приравненных к ним судов президенту Ка­захстана. Рекомендации коллегии должны быть рассмотрены министром юстиции в месячный срок.

Кандидатуры на должности председателей коллегий и судей Верховного суда рассматрива­ются Высшим судебным советом по представле­нию председателя Верховного суда с учетом за­ключения пленарного заседания Верховного суда. Кандидатура на должность председателя Верховного суда также рассматривается Выс­шим судебным советом для рекомендации пре­зиденту, который вносит ее на рассмотрение в сенат парламента.

Таким образом, судебный корпус Казахстана формируется двумя способами — избранием су­дей Верховного суда и назначением судей мест­ных судов из числа кандидатов, зачисленных в резерв. Резерв создается из кандидатов в судьи, сдавших квалификационный экзамен на долж­ность судьи и подавших в соответствующую квалификационную коллегию заявление о за­числении в резерв, при этом срок действия ре­зультатов квалификационного экзамена состав­ляет 2 года.

Киргизия

Органы судейского сообщества — съезд судей, Национальный совет по делам правосудия, Квали­фикационная коллегия судей при Конституцион­ном суде, Квалификационная коллегия судей при Верховном суде.

Национальный совет по делам правосудия в соответствии с полномочиями проводит от­крытый конкурсный отбор на должности су­дей, компьютерное тестирование претенден­тов и обязательно публикует личные данные претендентов на должности судей в средствах массовой информации с целью узнать мнение общественности об их деловых и моральных качествах. Это способствует объективности и открытости процесса отбора судей, непосред­ственному участию граждан в обсуждении претендентов на должности судей (в 2006 году поступило 537 отзывов и замечаний, касаю­щихся претендентов в судьи).

Обучение и повышение квалификации

При решении вопросов подготовки кандида­тов в судьи и повышения квалификации судей в некоторых странах на законодательном уровне закрепляют обязанность судьи проходить с оп­ределенной периодичностью обучение, а также определяют конкретные учебные заведения, ко­торые занимаются профильным обучением как судей, так и кандидатов в судьи (школы право­судия в Италии и Испании, Литовский центр обучения судей, Судебная академия Чехии, Ка­надский институт администрирования правосу­дия, Австралийский институт судебного адми­нистрирования, Судебная школа Армении, Де­лийская судебная академия и Институт подго­товки персонала судов в Индии). Но есть и стра­ны, законодательство которых не регулирует данный вопрос вообще (Сингапур).

Таким образом, подавляющее большинство стран организуют специализированные учебные учреждения для обучения кандидатов в судьи и самих судей. Это создает возможности для кон­центрации финансовых ресурсов, кадрового, педагогического и научного опыта, что пред­ставляет собой, несомненно, положительный опыт формирования условий для качественной подготовки кандидатов на должность судьи и повышения квалификации судей.

Испания

Здесь существует Главный судебный совет.

Обучением кандидатов в судьи и судей зани­мается Школа правосудия. Базовый курс состо­ит из лекций, семинаров и конференций. Есть постоянный факультет. "Ядро" теоретических курсов состоит из трех постоянных курсов: кон­ституционное право, суд первой инстанции, изучение судебных дел. Действуют однонедель-ные семинары по различным темам: семейное право, судебная медицина, медиация (примири­тельные процедуры с участием посредника), экономика, биоэтика (междисциплинарное ис­следование антропологических, моральных, со­циальных и юридических проблем, вызванных развитием биомедицинских технологий), нар­козависимость и др. На дополнительных тре­нингах используются симуляционные процессы и организуются занятия по юридическому пере­воду. Последняя часть первоначального перио­да подготовки (от 1 до 3 месяцев в течение ака­демического года) включает также посещение различных учреждений — судов, прокуратур, полиции, тюрем, юридических фирм. На вто­ром году обучения кандидатов прикрепляют к судьям в качестве помощников.

По завершении курсов подготовки публику­ется список вакансий, и те, кто набрал большее количество баллов, имеют возможность выбрать наиболее им подходящую.

При Школе правосудия действует специаль­ная комиссия, которая занимается вопросами


повышения квалификации судей и ежегодно ут­верждает программы обучения для них. Ее зада­чи двояки: углубление специальных знаний су­дей и ознакомление судей с вновь возникающи­ми сферами, связанными с правом (биотехноло­гии, интернет-преступления, телекоммуника­ции и т.д.). Школа также проводит он-лайн кур­сы по праву Каталонии и Страны Басков, по экономике, аудиту и иностранным языкам.

Германия

В стране высока необходимость в дополни­тельной и качественной подготовке младших судей, так как им поручается не менее 50% объ­ема работы опытного судьи. В некоторых судах старшие судьи назначаются менторами. В неко­торых землях практикуются обязательные семи­нары для судей. Их цель — выработка практиче­ских навыков, необходимых для работы в суде — например, общение со сторонами, планирова­ние разрешения споров, психологические ас­пекты общения с адвокатами сторон относи­тельно фактов дела, разрешение конфликтов, тайм-менеджмент (эффективное управление своим рабочим временем), техника судебной речи.

Болгария

В качестве конституционного органа, имею­щего право законодательной инициативы по во­просам деятельности судов, учрежден Высший су­дебный совет.

Ассоциацией судей и Альянсом по правово­му взаимодействию совместно с министерством юстиции в 1988 году был создан Учебный центр, который занимается подготовкой только что на­значенных судей. Обязанности по повышению профессионального уровня судей возложены на комиссию по научному обеспечению и инфор­мационным технологиям Высшего судебного совета.

Литва

В соответствии с законом "О судах" осущест­вляются как обучение впервые назначенных су­дей, так и повышение квалификации в случае перехода на работу в суд более высокой инстан­ции, из суда общей юрисдикции в суд специаль­ной юрисдикции либо в случае смены специа­лизации в рамках одного суда. Этим занимается Литовский центр обучения судей — неправи­тельственная организация, образованная в 1997 году министерством юстиции, Литовской ассоциацией судей, Верховным судом и группой международных организаций.

Чехия

Здесь существует Союз судей.

Судебная академия является основным учебным заведением, осуществляющим как начальное (по закону оно является обязатель­ным), так и последующее обучение судей, прокурорских работников, администраторов су­дов, кандидатов в судьи, работников судов, помощников судей.

Канада

Обширные полномочия имеет Совет судей.

Национальный судебный институт занима­ется общей координацией судейского образова­ния. Институт администрирования правосудия предлагает множество программ — в частности, по развитию навыков судей, вводные и продви­нутые семинары по составлению решений, спе­циальные программы по администрированию. Канадская ассоциация судей судов провинций и Национальный судебный институт учредили партнерство в целях развития дистанционного обучения. Предлагаются курсы в самых различ­ных форматах: аудио- и видеоконференции, веб-кастинг (вид передачи информации, веща­ния с использованием Интернета), видео-стри-минг (доставка видеоинформации на мобиль­ный телефон, так называемое "потоковое ви­део"), двусторонние текст-коммуникации, ви­деоресурсы и электронные информационные источники. Разработан также специальный об­разовательный комплекс для только что назна­ченных судей.

Армения

Необходимость систематического повыше­ния профессионализма судей закреплена на за­конодательном уровне (в Судебном кодексе). В нем прямо прописаны профильное учебное уч­реждение, которое осуществляет обучение соот­ветствующих лиц, и порядок его функциониро­вания. Это Судебная школа — некоммерческое учреждение, основателем которого является Со­вет председателей судов. Школа проводит экс­пертизу аккредитационных документов лиц, претендующих на включение в список кандида­тов на должность судьи, организует обучение выпускников юридических вузов для работы в последующем в должности судьи и обучение су­дей для повышения их профессионализма и дальнейшего продвижения, а также обучение работников судебного аппарата, инициирует проведение научных семинаров и конферен­ций, направленных на усовершенствование системы правосудия и соответствующей зако­нодательной базы. При этом обучение лиц, ко­торые получили вузовский диплом, осуществля­ется по их инициативе, а кандидатов, зачислен­ных в судейский резерв, и судей — на обязатель­ной основе.

Казахстан

Необходимость прохождения специальной подготовки предусмотрена конституционным законом "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан". Положением о прохож­дении стажировки кандидатом в судьи, которое утверждено указом президента Казахстана от 28 июня 2001 года, устанавливается обязатель­ность стажировки в районном или приравнен­ном к нему суде и получение заключения пле­нарного заседания о ее итогах.

Подготовкой судей, повышением квалифи­кации судей и работников судебной системы за­нимается Институт правосудия Академии госу­дарственного управления при президенте Ка­захстана. Кроме того, в каждом областном и приравненном к нему суде есть координатор учебных программ, а в каждой области одному из районных судов придан статус базового суда. Одной из форм обучения судей стали регуляр­ные стажировки в вышестоящих судах.

Япония

Система подготовки судей имеет здесь спе­цифику, которая заслуживает пристального внимания. Первичную подготовку осуществля­ют вузы, однако наличия диплома о высшем об­разовании недостаточно. Необходимо сдать на­циональный юридический экзамен (НЮЭ), быть назначенным в качестве стажера и закон­чить 12-месячные подготовительные курсы, по итогам которых сдается финальный квалифика­ционный экзамен (ФКЭ) (ст.ст. 66, 67 Акта об организации суда). Организацией этой учебы занимается Институт правовой подготовки и исследований (ИППИ) при Верховном суде, созданный в мае 1947 года в соответствии со ст. 14 Акта об организации суда. В 2006 году были введены новые стандарты НЮЭ, направ­ленные на сближение со стандартами универси­тетского образования.

Подготовительные курсы ежегодно проходят свыше тысячи человек, сдавших НЮЭ (2—3% от общего количества участвующих в конкурсе). После сдачи финального квалификационного экзамена выпускник может стать судьей, обви­нителем или атторнеем (доверенный представи­тель, оказывающий юридические услуги; во втором значении — государственное должност­ное лицо, участвующее в судебных процессах от имени государственного органа).

Методология обучения в ИППИ сводится к разбору реальных дел под руководством и на­блюдением преподавателей. Стажеры из числа сдавших НЮЭ обязаны целиком посвятить себя подготовке и соблюдать конфиденциальность, связанную, например, с рассмотрением кон­кретных судебных дел. Стажеры получают сти­пендию из бюджета. Система подготовки пред­полагает годовую программу, состоящую из 8-месячной подготовки в специальных облас­тях, двухмесячной подготовки по выбору и двух­месячной коллективной подготовки.

Подготовка в специальных областях, как правило, проходит в действующих учреждениях: судах, офисах прокурора, адвокатских коллеги­ях, где'стажер может изучить реальные дела и приобрести опыт под руководством опытных практиков. По два месяца тратится на подготовку в области гражданских дел, уголовных дел, публичного обвинения и адвокатуры.

При подготовке по выбору стажер выбирает ту правовую область, которая соответствует его будущим карьерным планам и интересам, и ос­ваивает ее также в действующих учреждениях.

Коллективная подготовка завершает подго­товку стажеров в ИППИ и осуществляется в пяти областях: гражданский спор, уголовный спор, преследование, представительство по гра­жданским делам, уголовная защита. В каждом классе имеются пять профессоров по данным областям, и каждый стажер получает индивиду­альное руководство. Подготовка состоит в со­ставлении планов выступлений по реальным де­лам, планы корректируются и анализируются преподавателями и обсуждаются стажерами. После прохождения подготовки стажер сдает ФКЭ.

В ИППИ существуют иные виды подготовки.

Так, ассистенты судей получают базовые знания юридической практики немедленно по­сле назначения. Затем они продолжают подго­товку в суде своего назначения при рассмотре­нии реальных дел, получая знания в области процесса и практических аспектов различных категорий дел. Подготовка по выбору осуществ­ляется в различных областях (медицинское пра­во, интеллектуальная собственность, налогооб­ложение). Специальное исследование практи­ческих вопросов судебной процедуры преду­смотрено для ассистентов судей, имеющих бо­лее 5 лет опыта.

Недавно назначенные судьи из числа быв­ших ассистентов судей изучают главным обра­зом судебное управление. Вновь назначенные судьи дисциплинарных судов изучают процеду­ру рассмотрения споров посредством имитаци­онных процессов. Для них предусмотрены трех­летняя и пятилетняя подготовки. Судьи дисцип­линарных судов, имеющие более 6 лет практи­ки, могут участвовать в специальных програм­мах совместных исследований юридических процедур.

Подготовка в специальных областях включа­ет юридическую практику, судебное управление и расширение кругозора. Для изучения практи­ки проводятся семинары в ИППИ и правовые исследования в судах. Подготовка в области су­дебного менеджмента осуществляется для пред­седателей судов и руководителей отделений. Для расширения кругозора предусмотрены спе­циальные тренинги.

Судьи и ассистенты судей также изучают бизнес-практику в частных корпорациях, по­знавая реальные условия функционирования экономики и расширяя кругозор.

Специальные подготовительные курсы по интеллектуальной собственности предусмотре­ны для судей и ассистентов судей, осуществляю­щих правосудие в области международного частного права.


Существуют подготовительные курсы для тех, кто не закончил школу права и не сдал НЮЭ, но имеет предпосылки для прохождения подготовки. Подготовка длится 16 месяцев и включает 2 месяца подготовки в ИППИ, 12 ме­сяцев подготовки в действующих учреждениях и заключительные 2 месяца в ИППИ. В конце также сдается ФКЭ.

Как видим, образование в ИППИ является унифицированным, независимо оттого, кем на­мерен стать обучающийся — судьей, обвините­лем или атторнеем. Даже получив различные профессии, выпускники института остаются, как показывает практика, членами одной соци­альной группы с единой ценностной ориента­цией. Считается, что такая широкая подготовка позволяет расширить кругозор, выработать объ­ективное видение, а также способствует взаимо­пониманию между профессионалами в области права. Вероятно, это единственная в своем роде система в мире. При этом переход из одной юридической профессии в другую в Японии ре­док.

Профессиональный рост судей

Одним из важнейших факторов создания благоприятной профессиональной атмосферы внутри судебной системы является гарантиро­ванный и справедливый профессиональный рост судей. Органы судейского сообщества не­редко наделяются функциями по отбору и про­движению судей в вышестоящие судебные ин­станции, поощрению судей. Для этого разраба­тываются оценочные критерии и показатели ка­чества работы. В практическом плане выделя­ются два направления профессионального рос­та: назначение судьей в вышестоящий суд и на­значение на различные должностные посты в соответствующем суде.

Нидерланды

Здесь действует так называемая система "внутреннего видения", когда оценка судьи осу­ществляется коллегами по работе в ходе обмена мнениями по различным правовым вопросам. Самим судьям важно, что их оценка дается кол­легами, особенно при назначении на руководя­щие должности в судах.

Италия

Широкими полномочиями обладает Высший совет магистратуры (магистрат чиновник су­дебной власти: судья, прокурор, следователь).

Согласно закону о судоустройстве по проше­ствии 2 лет с момента назначения на должность судья должен пройти процедуру оценивания. Через 11 лет после назначения он также прохо­дит процедуру оценивания, чтобы стать судьей апелляционной инстанции. Через 7 лет после назначения судьей апелляционной инстанции

проходит процедура оценивания уже на соот­ветствие требованиям к судьям кассационной инстанции.

Австрия

Должности как в суде, так и в прокуратуре взаимозаменяемы. Все карьерные достижения сохраняются при переходе из суда в прокуратуру и наоборот, и в этом особенность австрийской судебной системы.

Согласно закону о статусе судей судье для пе­рехода необходимо через 2 года после назначе­ния пройти процедуру оценки, заключающуюся в квалификационных испытаниях, подобных тем, которым судья подвергается при назначе­нии на должность. Однако председатели и за­местители председателей судов, а также предсе­датели судебных составов не проходят такой процедуры.

Испытания проводятся кадровым сенатом из судей первой и второй инстанций, которые вхо­дят в него по должности. Это, как правило, председатели судов, их заместители и три члена суда, избранные судьями.

Лица, получившие меньше 5 баллов, вновь проходят испытания в следующем году. Те, кто на повторном экзамене получил "неудовлетво­рительно", подают в отставку. Плохой результат может также вести к возбуждению дисципли­нарного производства. Результаты испытаний отражаются на заработной плате судей.

Франция

Ключевую роль в деятельности судебной вла­сти и в жизни судейского сообщества играет Су­дебный совет.

Все судьи подлежат обязательному оценива­нию раз в 2 года. Исключение составляют пред­седатели апелляционных судов и судьи Касса­ционного суда. При этом обеспечивается про­зрачность процедуры, а судья, подвергаемый оценке, может ознакомиться с ее результатами до отправления их в министерство юстиции. Ре­зультаты также проверяются Государственным советом.

Германия

В соответствии с законами федеральных зе­мель каждые 4—5 лет проходит оценивание су­дей. Оно проводится председателем вышестоя­щего суда по 18-балльной шкале. Оценивание может пройти и по желанию судьи, заинтересо­ванного в продвижении по службе. При нали­чии вакантной должности дается официальное объявление в газете. Заинтересованные лица подают заявления, которые рассматриваются председателями соответствующих судов, о чем направляется уведомление председателю выше­стоящего суда и министру юстиции. Министер­ство выбирает лучших кандидатов и направляет список в президентский совет на утверждение. Если есть отборочный комитет, то он решает этот вопрос, если его нет — министерство юсти­ции или правительство федеральной земли. Ре­зультат может быть оспорен в административ­ном суде.

Казахстан

При рассмотрении вопросов профессио­нального роста судей, назначения на должности значительную роль играют пленарные заседа­ния судов. Правовой основой их деятельности являются ст.ст. 16, 22, 29 и 30 конституционного закона "О судебной системе и статусе судей Рес­публики Казахстан". Пленарное заседание об­суждает итоги прохождения кандидатом в судьи стажировки в местных судах и выносит заклю­чение, а также рассматривает вопросы назначе­ния на должность председателя районного суда, председателя, председателя коллегии областно­го суда и судьи Верховного суда и дает заключе­ния по кандидатурам.

С целью определения профессиональной пригодности действующих судей образовано Судебное жюри из семи судей (как действую­щих, так и судей в отставке). Его главная зада­ча — оценить профессиональную пригодность судей, допускающих грубые ошибки в примене­нии законов, отмечаемые вышестоящими су­дебными инстанциями при отмене или измене­нии судебных актов. По итогам рассмотрения поставленных вопросов Судебное жюри выно­сит не подлежащее обжалованию заключение либо о соответствии судьи занимаемой должно­сти, либо о принятии необходимых мер по по­вышению его квалификации (направление на обучение или стажировку), либо о несоответст­вии занимаемой должности. Порядок формиро­вания жюри, организация его деятельности рег­ламентированы Положением о Судебном жюри, утвержденным указом президента Казахстана.

Китай

Судьям присваивается один из 12 рангов. Ранг судьи определяется занимаемой должно­стью, моральными и профессиональными каче­ствами, уровнем квалификации, результатами судебной деятельности и выслугой лет. Повы­шение производится по итогам годовой аттеста­ции. Аттестация судей проводится судебными органами, должна быть объективной и справед­ливой, отвечать принципу демократического централизма и сочетать обычную аттестацию с годовой аттестацией.

Ответственность судьи

Должность судьи наделяет его определенным иммунитетом, тем не менее судья не освобожда­ется от ответственности. Самой распространен­ной ее формой является дисциплинарная ответ­ственность. Общими основаниями для привле­чения к дисциплинарной ответственности явля­ются совершение судьей действий, умаляющих статус судьи; совершение поступка, несовмес­тимого с требованиями судейской чести и поло­жениями кодекса поведения судьи, кодекса су­дейской этики (почти в каждой стране сущест­вует подобный акт), дискредитирующего долж­ность судьи и нарушающего принцип независи­мости судебной власти; недобросовестное вы­полнение обязанностей, бездействие без доста­точного основания; нарушение запретов и огра­ничений на занятие определенными видами деятельности; нарушение трудовой дисципли­ны; нарушение закона.

Дисциплинарное производство в отношении судей осуществляется либо специально создан­ными для этого органами (Суд судейской чести в Литве, Дисциплинарный суд в Австрии), либо органами в структуре судейского самоуправле­ния, совмещающими данные функции с други­ми полномочиями (квалификационные комис­сии, дисциплинарно-квалификационные кол­легии в странах СНГ).

Законодательство каждого государства при­водит свой перечень дисциплинарных мер, при­менимых к судьям, при этом самой жесткой яв­ляется досрочное прекращение полномочий. Среди других дисциплинарных мер можно вы­делить такие: постановка на вид (Китай); преду­преждение (в большинстве стран); порицание или выговор с занесением в личное дело (в боль­шинстве стран); понижение заработной платы (Австрия, Германия, Китай); штраф (до 6000 евро в Испании); перевод в другой суд (Германия, Литва, Испания, причем в послед­ней — не менее чем за 100 километров от преж­него суда); понижение в квалификационном классе на определенный срок или без ограниче­ния срока (страны СНГ); временное отстране­ние от должности с сохранением или без сохра­нения должностного оклада (в большинстве стран); освобождение от должности с сохране­нием пенсионного обеспечения или без него (в большинстве стран).

Италия

Согласно Конституции страны судей к дис­циплинарной ответственности привлекает Выс­ший совет магистратуры. Но фактически эти функции выполняет дисциплинарная комис­сия, состоящая из 6 членов, избираемых этим советом. Дисциплинарную процедуру иниции­руют министерство юстиции и генеральный прокурор Кассационного суда. Так как комис­сия — судебный орган, а не административное агентство, ее решения могут быть обжалованы в объединенной гражданской палате Кассацион­ного суда. Решения оглашаются публично. Дис­циплинарная процедура прекращается вне зави­симости от тяжести обвинений, если стадия рас­следования длится больше года или между сооб­щением об обвинении судьи и вынесением со­ответствующего решения проходит больше двух лет.


Применяемые дисциплинарные санкции: предупреждение, порицание, приостановление полномочий сроком до двух лет, потеря судей­ского старшинства, исключение или отставка.

Испания

Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности может быть инициирована президентом Верховного суда (должность ана­логична должности Председателя Верховного Суда в России), высшими судами автономий, судами, дисциплинарными комиссиями или их пленумами, прокурорами или просто в силу по­ступления жалобы от гражданина. Любой граж­данин может подать жалобу в отношении любо­го судьи, если он считает, что тот совершил про­ступок при исполнении служебных обязанно­стей. В зависимости от категории судьи такое дело будет рассматриваться либо в вышестоя­щем по подчиненности суде, либо в Верховном суде.

Ежегодные отчеты Главного судебного сове­та содержат статистические данные о том, сколько было подано жалоб, сколько из них принято и сколько расследований проведено.

Инспекция Главного судебного совета долж­на проверять каждую жадобу и давать заключе­ние, в котором может предложить возбуждать или не возбуждать дисциплинарное производст­во, посоветовать суду провести предварительное расследование.

Санкции к судьям варьируются от преду­преждения, штрафа (до 6000 евро), перевода в другой суд (не менее чем за 100 километров от местонахождения прежнего суда), приостанов­ления полномочий до освобождения от должно­сти.

Австрия

В стране действуют дисциплинарные суды, созданные при Верховном суде и апелляцион­ных судах. Они состоят из пяти судей, избран­ных на год судебной палатой. Уникальность ав­стрийской системы заключается в том, что функции возбуждения дисциплинарной про­верки осуществляет дисциплинарный суд само­стоятельно. Предварительное расследование ве­дется уполномоченным комиссаром, который является членом дисциплинарного суда. Тот, кто вел расследование, не имеет в дальнейшем права участвовать в рассмотрении дела.

Согласно данным статистики дисциплинар­ными судами рассматривается от 21 до 45 дис­циплинарных дел, то есть в среднем 33 дела в год. В Австрии 1700 судей, таким образом, к дисциплинарной ответственности привлекается в среднем 1 судья из 52 (1,92%) в год.

За невыполнение профессиональных обя­занностей установлена дисциплинарная санк­ция, которая может выражаться в форме преду­преждения или замечания. Применяются также выговор, удержание надбавки к зарплате за

3 года, сокращение заработной платы (не более чем на 25% за 3 года), перевод судьи в другой суд без права требовать возмещения расходов на пе­реезд, отставка с пониженной пенсией, уволь­нение.

В некоторых случаях дисциплинарных санк­ций к судье не применяют, так как бывает доста­точно вынесения решения о наличии наруше­ния.

Прекращение полномочий может стать ре­зультатом дисциплинарного решения, а также результатом неудовлетворительной оценки су­дьи, если он не выдержит оценочные испытания в течение двух лет. В таких случаях председатель апелляционного суда просит судью подать заяв­ление об отставке. Если судья отказывается доб­ровольно уйти в отставку, вопрос поступает на рассмотрение в судебную палату.

Франция

Согласно ст. 45 5(аШ1 с1ев та%1&1га1е5 сущест­вует целый ряд дисциплинарных санкций: вы­говор с занесением в личное дело, перевод на другую должность в суд иного местоположения, лишение полномочий судьи, понижение зара­ботной платы, отстранение от должности на срок до года с сохранением или без сохранения должностного оклада, понижение по службе, досрочный уход в отставку с сохранением или без сохранения пенсионного обеспечения.

Германия

Судьи могут быть привлечены к ответствен­ности за нарушение требований, которые содер­жатся не только в законе "О судьях", но и в за­конодательстве о гражданской службе. Законо­дательство, регулирующее дисциплинарную от­ветственность судей, является частью законода­тельства о государственной службе. По этой причине требования законодательства о граж­данской службе распространяются, за некото­рыми изъятиями, и на судей.

Большое значение при толковании поступ­ков судьи и оценке его поведения имеет судеб­ная практика Дисциплинарного суда ФРГ, стоя­щего во главе системы дисциплинарных судов земель. Он рассматривает дела и выносит реше­ния в составе председательствующего, двух по­стоянных и двух непостоянных судей. Предсе­дательствующий и два постоянных судьи назна­чаются из числа судей Верховного суда, два не­постоянных судьи назначаются из числа судей той сферы подсудности, к которой принадлежит судья, чье дело расследуется. Председатели су­дов и их заместители не могут быть судьями Дисциплинарного суда.

Решения дисциплинарных судов земель мо­гут быть обжалованы в Дисциплинарный суд ФРГ.

Законом "О судьях" также предусматривает-/ ся   возможность   на   общественных   началах включить в состав дисциплинарного суда представителей адвокатского сообщества, выбран­ных правлением палаты адвокатов.

Дисциплинарные суды обладают компетен­цией рассматривать дисциплинарные дела в от­ношении судей и судей в отставке, решать во­просы об отставке судей (в том числе вследствие профессиональной непригодности), оспарива­нии назначения на должность судьи, отмене на­значения на должность и иные.

Производство в дисциплинарных судах осу­ществляется на основании положений закона "О дисциплинарном производстве" и закона об административных судах. Инициатором дисци­плинарного процесса выступает, как правило, министерство юстиции. Таким правом наделе­ны и председатели судов. Они могут применять лишь предупреждения и выговоры, остальные меры — Дисциплинарный суд ФРГ. Отставка возможна только по решению Дисциплинарно­го суда. Это правило действует и в отношении дел о профессиональной непригодности судей.

Возможные дисциплинарные меры: преду­преждение, выговор, уменьшение должностно­го оклада, перевод в другой суд, увольнение.

Чехия

Основанием возбуждения дисциплинарного процесса является индивидуальная жалоба. Процедура привлечения к дисциплинарной от­ветственности регламентирована законом о су­дебной дисциплине. Дела рассматриваются дис­циплинарной комиссией, состоящей из 5 судей, которые назначаются на трехлетний срок. Сто­ронами дисциплинарного процесса являются председатель суда либо министр юстиции и об­виняемый судья. Председатель регионального, высшего или Верховного суда назначает судей членами дисциплинарной комиссии и направ­ляет запрос о начале дисциплинарной процеду­ры. Санкции к судье — объявление предупреж­дения или выговора, перевод в другой суд, увольнение.

Польша

Здесь действует Национальный совет судеб­ной системы.

Полномочия судьи могут быть прекращены по дисциплинарным причинам и в связи с несо­ответствием судьи основным требованиям, предъявляемым к должности судьи.

Единственное исключение предусмотрено в отношении председателей судов. Министр юс­тиции может освободить председателя суда от должности только после получения согласия об­щего собрания судей данного суда.

Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности регламентирована законом о судах общей юрисдикции, в соответствии с ко­торым судья может быть привлечен к ответст­венности за профессиональные нарушения, грубое нарушение правовых норм либо за поведение, не соответствующее высокому статусу судьи.

В Польше учреждены дисциплинарные суды первой и второй инстанций, которые состоят из судей, избираемых общими собраниями судей Верховного суда, Высшего административного суда, апелляционных судов, региональных и во­енных судов в количестве, определяемом На­циональным советом судебной системы. Дея­тельность дисциплинарных судов является од­ной из форм судейского самоуправления.

Дисциплинарные процессы проходят за за­крытыми дверями, присутствовать на них могут только судьи. И ответчик, и судья-докладчик могут оспорить решение дисциплинарного суда первой инстанции в Высший дисциплинарный суд.

Дисциплинарными санкциями являются по­рицание, выговор, освобождение от должности (применяется в отношении председателей су­дов), перевод в другой суд и досрочное прекра­щение полномочий судьи.

Канада

Совет судей по просьбе министра юстиции или генерального атторнея провинции (член кабинета министров провинции, ведущий юридические дела от имени и в интересах про­винции) начинает расследование по вопросу прекращения полномочий судьи высшего суда в случаях, если судья может быть виновен в со­вершении должностного преступления, если судья исполнял обязанности не должным об­разом и если поведение судьи несовместимо с исполнением его обязанностей. Поводом к расследованию служат жалоба или заявление любого лица в отношении судьи высшего суда. В соответствии с законом о судьях Совет судей может запретить публикацию любой инфор­мации, касающейся расследования или осно­ванной на расследовании, если считает, что оглашение информации не будет отвечать об­щественным интересам. Он может также вести расследование конфиденциально, если ми­нистр юстиции не потребует проведения пуб­личного расследования.

Австралия

Здесь еще в 1933 году был создан Правовой со­вет, существует также Конференция судей.

В стране действует идентичный канадскому закон о судьях, дающий право Правовому сове­ту, во-первых, запрещать публикацию инфор­мации о расследовании дела в отношении судьи, во-вторых, проводить любые связанные с этим заседания конфиденциально, если совет счита­ет, что оглашение информации не будет отве­чать общественным интересам.

Армения

Совет правосудия обладает широкими полно­мочиями в сфере привлечения судей к ответственности. В частности, он дает заключение о до­срочном прекращении полномочий судьи и рас­сматривает вопрос о возможности привлечения судьи к уголовной и административной ответ­ственности. По вопросу о досрочном прекраще­нии полномочий судьи в Совет правосудия обра­щается министр юстиции, а о даче согласия на арест судьи, его привлечении в судебном порядке к административной или уголовной ответствен­ности — Генеральный прокурор.

По заключению Совета правосудия основа­ниями для досрочного прекращения полномот чий судьи являются грубое нарушение законно­сти, совершение поступка, несовместимого со званием судьи.

При привлечении судьи к дисциплинарной ответственности Совет правосудия может объ­явить замечание, выговор, строгий выговор.

Если совет не сочтет целесообразным приме­нить меру дисциплинарного взыскания, то он может прекратить возбужденное дисциплинар­ное производство и ограничиться обсуждением вопроса.

Беларусь

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов при совер­шении ими дисциплинарных проступков, за ис­ключением проступков, выразившихся в несо­блюдении правил внутреннего трудового распо­рядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей, причем не позднее чем в ме­сячный срок со дня получения жалобы, не счи­тая времени дополнительной проверки.

Материалы по результатам дисциплинарного производства направляются квалификацион­ными коллегиями судей с их заключениями, имеющими рекомендательный характер, пред­седателям соответствующих судов для принятия решений. Видами дисциплинарных взысканий являются замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, пониже­ние судьи в квалификационном классе на срок до 6 месяцев, освобождение от должности. При избрании меры дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе учитываются характер нарушения и его послед­ствия (например, при постановлении приговора судья не удалился в совещательную комнату, что привело к отмене приговора, неоднократно гру­бо нарушал законность при рассмотрении уго­ловных и гражданских дел), тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины. В 2007 году из 82 судей, привлеченных к дисциплинарной от­ветственности, ни один не понижался в квали­фикационном классе. В 2005—2006 годах такой мере дисциплинарного взыскания подвергались по двое судей.

Казахстан

Для решения вопросов дисциплинарной от­ветственности судей образованы республиканская и областные дисциплинарно-квалифика­ционные коллегии.

Судья может быть привлечен к дисципли­нарной ответственности за нарушение законно­сти при рассмотрении судебных дел, соверше­ние поступка, противоречащего судейской эти­ке, грубое нарушение трудовой дисциплины. Председатели судов и коллегий судов могут быть привлечены к дисциплинарной ответст­венности за ненадлежащее исполнение должно­стных обязанностей.

Отмена или изменение судебного акта сами по себе не влекут ответственности судьи, если им не были допущены грубые нарушения зако­на, на которые указано в судебном акте выше­стоящей судебной инстанции.

К судьям могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, понижение в квалификационном классе на неопределенный срок, освобождение от должности председателя суда или председате­ля коллегии за ненадлежащее исполнение слу­жебных обязанностей, освобождение от долж­ности судьи.

В ст. 39 конституционного закона "О судеб­ной системе и статусе судей Республики Казах­стан" установлен исчерпывающий перечень ос­нований для наложения того или иного вида дисциплинарного взыскания.

Порядок и условия повышения и понижения квалификационных классов регламентированы Положением о квалификационных классах су­дей Республики Казахстан, утвержденным ука­зом президента от 26 июня 2001 года.

Как показывает практика, дисциплинар­но-квалификационными коллегиями судей редко применяется такой вид дисциплинарного взыска­ния, как понижение в квалификационном классе. В первом полугодии 2008 года из 92 наложенных дисциплинарных взысканий таких было только два (2,2% от общего числа). С 2001 по 2007 год из 1257 наложенных дисциплинарных взысканий понижение в квалификационном классе приме­нялось только 31 раз, что составляет 2,5%.

В целях профилактики дисциплинарных проступков решения дисциплинарно-квалификационных коллегий судей об освобождении от должности направляются для сведения во все районные и приравненные к ним суды, которые впоследствии обсуждают допущенные судьями нарушения на рабочих совещаниях.

Следует отметить, что судья считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию, если в течение года со дня его наложения не бу­дет подвергнут новому взысканию. Решение об­ластной дисциплинарно-квалификационной коллегии может быть обжаловано судьей, в от­ношении которого оно вынесено, а также ли­цом, возбудившим дисциплинарное дело, в рес­публиканскую дисциплинарно-квалификаци­онную коллегию. Ее решение является оконча­тельным и обжалованию не подлежит.

Киргизия

Статья 81 Конституции предусматривает ряд оснований для освобождения судьи от должно­сти, в том числе вступивший в законную силу приговор суда. Судьи местных судов могут быть освобождены от должности даже по результатам аттестации, хотя на практике эта мера еще не применялась. Судьи Верховного суда и Высшего арбитражного суда могут быть освобождены от должности по представлению президента стра­ны большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Собрания народных представителей.

Квалификационная коллегия судей при Вер­ховном суде рассматривает вопросы о дисцип­линарной ответственности судей, дает заключе­ния о присвоении и понижении квалификаци­онных классов судьям Верховного суда и мест­ных судов.

опубликовано 13.03.2010 03:05 (МСК)
            Пресс-служба
        судебной системы
     Сахалинской области

График работы суда:

Понедельник - Четверг

с 8.30 до 18.15

 

Пятница

с 8.30 до 17.00

 

Перерыв

с 12.30. до 14.00

Выходной:

суббота – воскресенье.

Документы принимаются

в приемной (кабинет №2, ул. Флотская 19)

с 8.30 до 18.15

(понедельник - четверг)

с 8.30 до 17.00

(пятница)

 

 

перерыв на обед

с 12.30 до 14.00

Прием председателя суда (временно приостановлен):

Вторник с 9.00 до 10.00


 

Положение о приемной суда