График работы суда: Понедельник - Четверг с 8.30 до 18.15 Пятница с 8.30 до 17.00 Перерыв с 12.30. до 14.00 Выходной: суббота – воскресенье. |
Документы принимаются в приемной (кабинет №2, ул. Флотская 19) с 8.30 до 18.15 (понедельник - четверг) с 8.30 до 17.00 (пятница)
перерыв на обед с 12.30 до 14.00 Прием председателя суда (временно приостановлен): Вторник с 9.00 до 10.00 |
|
Организация и характер деятельности органов судейского сообщества зарубежных стран
В 2007—2008 годах Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и Российская академия правосудия организовали проведение исследования деятельности органов судейского сообщества зарубежных стран. Была создана временная творческая группа: руководитель — Т.Н. Нешатаева, заведующая кафедрой международного права РАП, доктор юридических наук, профессор; А.Я. Автамонов, заместитель руководителя аппарата ВККС РФ, государственный советник Российской Федерации 2 класса; Т. С. Козлова, преподаватель кафедры международного права РАП; Е.А. Куделич, доцент кафедры международного права РАЛ, кандидат юридических наук; В. В. Старженецкий, заместитель заведующего кафедрой международного права РАП, кандидат юридических наук; В.Л. Толстых, профессор кафедры международного права РАП, доктор юридических наук.
Ареал исследования состоял из 22 стран: Австралия, Австрия, Армения, Беларусь, Болгария, Германия, Нидерланды, Индия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизия, Китай, Литва, Польша, Сингапур, США, Украина, Франция, Чехия, Япония.
Публикуемый текст представляет собой краткий обзор деятельности органов судейского сообщества. Он включает в себя как обобщающие выводы, так и наиболее содержательные конкретные данные, характеризующие различные стороны этой деятельности.
С учетом цели исследования — сбор и анализ информации об организационно-правовой базе и практике работы органов судейского сообщества — творческая группа не делала в данном обзоре прямых сопоставлений зарубежного опыта с российским по всему спектру тем и вопросов. Это тем более уместно, что прямого калькирования быть не может, поскольку в большинстве названных стран органы судейского сообщества, называемые советами судей, судебными советами и т.п., выполняют те же функции, что и квалификационные коллегии судей в России. Отметим также, что некоторые реалии зарубежной практики представляются не вполне соответствующими таким базовым принципам организации и деятельности судебной власти и, следовательно, органов судейского сообщества, как независимость и самостоятельность. Но ценность чужого опыта заключается еще и в том, что знакомство с ним позволяет сделать собственные выводы о его полезности.
Исследование организации и деятельности органов судейского сообщества 22 зарубежных стран показывает, что повсеместно судебная власть в силу специфики своего устройства и функционирования нуждается в особых правовых институтах внутренней организации и обеспечения деятельности. В большинстве этих стран были созданы и функционируют органы судейского сообщества, на которые возложено решение важнейших для судебных систем вопросов (подготовка, отбор претендентов и назначение судей, привлечение их к ответственности, профессиональный рост и др.). Органы судейского сообщества выражают интересы правосудия в целом и судей как носителей судебной власти. Они содействуют совершенствованию судебной системы и судопроизводства, защищают законные права и интересы судей, поддерживают судебную систему в организационном и кадровом плане, утверждают авторитет судебной власти. В интересах объективности нельзя не отметить, что из общего ряда выделяются страны, в которых либо действует строго вертикальная система управления всей жизнедеятельностью судебной системы высшими судами (Сингапур, Япония), либо функции руководства судами выполняют органы политического руководства страны (Китай). В зависимости от исторических, политических и правовых традиций государств органы судейского сообщества различаются, и иногда существенно, по организационно-правовому статусу, компетенции и полномочиям. В некоторых странах создание и полномочия этих органов прописываются в конституциях или законах о судебной системе (Армения, Болгария, Испания, Канада, Польша, Франция), а в их руководящие органы входят полномочные представители законодательной и исполнительной властей. Это само по себе создает предпосылки для превращения органов судейского сообщества в государственные органы с определенным уровнем самостоятельности. Считается, что такой подход, такая организационно-правовая практика способствуют более эффективному исполнению ими своих полномочий. В других странах органы судейского сообщества не имеют государственного статуса и выступают скорее как ассоциации судей, общественные организации (Австралия, Беларусь, Киргизия, Чехия). В целях достижения транспарентности органов судейского сообщества, борьбы с так называемой корпоративность^ в их состав в некоторых странах включаются представители исполнительной и законодательной ветвей власти, общественности (Армения, Болгария, Казахстан, Канада, Польша, Франция). При этом возникает задача обеспечить баланс голосов между судьями и представителями других органов государственной власти, дабы не утратить саму сущность органа судейского сообщества. Введение в состав органов судейского сообщества лиц, не являющихся судьями, в большинстве государств рассматривается как элемент контроля общества за деятельностью этих органов. Но поскольку контроль со стороны органов исполнительной и законодательной власти не соответствует принципу независимости судебной системы, вводятся иные методы контроля — например, публикация ежегодных или квартальных отчетов (докладов) о деятельности этих органов, чтобы с ней могла ознакомиться общественность (Болгария, Испания, Литва). В некоторых странах органы судейского сообщества наделены конкретными полномочиями по представлению рекомендаций при назначении судей и участию в процессе привлечения судей к дисциплинарной ответственности (Италия, Франция). Но преобладающей современной тенденцией государств, создающих либо реформирующих органы судейского сообщества, является наделение их значительными полномочиями не только в области отбора претендентов в судьи и привлечения судей к дисциплинарной ответственности, но и в сфере администрирования судов (организация обучения судей, строительство, информационное обеспечение) и даже в составлении бюджета и распределении бюджетных средств (Болгария, Испания, Канада, Польша, США). Необходимо подчеркнуть, что органы судейского сообщества в большинстве стран наделяются достаточно широкими полномочиями именно в тех сферах, где решения непосредственно влияют на деятельность судебной системы: отбор претендентов и назначение на должность судьи, обучение и повышение квалификации, профессиональный рост судей, привлечение их к ответственности. Отбор претендентов и назначение судей
Применительно к отбору претендентов и назначению на должность судьи можно отметить, что общая тенденция заключается в повышении требований, предъявляемых к претендентам. Это выражается в установлении четких квалификаци-онных требований (уровень образования, наличие ученых степеней и опыта юридической работы), в обогащении содержания обучения и в усложнении вопросов и задач на квалификационных экзаменах. В этом отношении особенно интересен опыт Японии, о котором будет рассказано в соответствующем разделе обзора. Общими требованиями к претенденту на должность судьи являются наличие гражданства, достижение определенного возраста (как правило, 25—30 лет, хотя в Китае судьей можно стать в возрасте 23 лет), получение юридического образования определенного уровня (в Австрии также необходимо окончить профильное учебное учреждение) и сдача квалификационного экзамена. В качестве дополнительных требований выдвигаются постоянное проживание на территории данного государства (не менее 10 лет — Украина), знание второго языка (например, русского — Беларусь), прохождение специальной подготовки в виде стажировки и практики (сроком от 9 месяцев в Австрии до 6 лет в Нидерландах), хорошее здоровье (Китай). При этом требования к претендентам на должность судьи во всех странах различаются в зависимости от уровня и специализации судов. Так, претендент на должность судьи вышестоящего суда должен иметь стаж работы не просто по юридической специальности, а именно судьей, а также безупречную репутацию, дополнительное профильное образование. Нельзя не отметить и такую ясно выраженную тенденцию: первоначальное назначение судьей происходит, как правило, в суды низшего уровня, а, например, в Литве эта практика предусмотрена законодательно. Ужесточение требований к претендентам на должность судьи повсеместно рассматривается как фактор более качественного отбора кадров. Приведем несколько наиболее интересных конкретных примеров. Нидерланды
В стране создан Судебный совет, одна из задач которого — обеспечивать качество подготовки судей. Отбор претендентов после окончания правовой школы происходит в пять этапов. На первом этапе выборный комитет проверяет соответствие документов претендента законодательным требованиям. Затем он проходит тест на компетентность и собеседование в выборном комитете. Отобранные претенденты проходят психологическую оценку, состоящую из теста и разбора различных жизненных ситуаций, и еще одно со-беседрвание в выборном комитете. Допуск к дальнейшим этапам дается по результатам теста и количеству вакантных мест. Четвертый этап — шестилетняя стажировка. Те, кто стал кандидатом, приписываются к конкретному суду. Стажировка состоит из курсов и практики под контролем "ментора" — как правило, опытного судьи или прокурора. Предусматривается несколько курсов: 6 месяцев — уголовное право, 10 — гражданское, 10 — административное, 12 месяцев — гособвинение. На практике кандидаты работают в суде в качестве стажеров. После 38 месяцев базовой подготовки кандидаты должны выбрать работу либо в суде, либо в прокуратуре. После этого их отправляют на углубленные курсы подготовки продолжительностью 10 месяцев. Затем следует двухлетняя практика вне судебного органа — в юридической фирме, на государственной службе (министерство, агентство) или в коммерческой организации. И, наконец, пятый этап — собеседование с судьями конкретного суда, где есть вакантное место. Опытные юристы тоже могут стать судьями, если удовлетворяют следующим требованиям: наличие диплома, возраст не менее 31 года, 6 лет работы по юридической специальности. Кандидат проходит психологический тест и 3 собеседования с разными членами выборного комитета. Затем, если есть поддержка председателя суда, назначается заместителем судьи. Он обучается вести судебные заседания и составлять решения, проходит различные курсы подготовки. Длится этот период, как правило, 2—3 года. Судья-куратор должен вынести суждение о профессиональной пригодности заместителя судьи, а руководство суда, где существует вакансия, готовит список из 3 кандидатов. Для этого требуется мнение пленарного собрания судей данного суда. Рекомендации отсылаются Судебному совету, который представляет их министерству юстиции. Судьи Верховного суда назначаются Короной по представлению нижней палаты парламента. Как видим, такая процедура отбора и назначения судей весьма требовательна. Постепенное вхождение в профессию, привыкание к сложной работе — основные отличительные черты этой системы в Нидерландах. Австрия
Действующая здесь система отбора кандидатов в судьи состоит из двух стадий. Первая стадия — получение диплома по праву (пять лет обучения в одном из пяти университетов). Вторая — практика в суде, помощником юриста в юридической фирме или в нотариате. Практика в суде длится 9 месяцев и имеет целью ознакомить претендентов с повседневной деятельностью суда под контролем опытных судей. Каждые три месяца судьи-кураторы меняются, они дают характеристику претендентам. На ее основании и происходит отбор претендентов. Распространены дополнительные экзаменационные испытания и психологические тесты. , После практики претенденты обращаются в Центр подготовки судей, продолжают обучение, получают статус кандидата на должность судьи, к ним прикрепляют судей конкретного суда в качестве кураторов. Обучение кандидатов длится еще 4 года. Однако 3 года из них составляет практика в суде. Кандидаты занимаются разбором дел различной направленности под контролем опытных судей. По окончании обучения сдается квалификационный экзамен, который состоит из письменной и устной частей. Оцениваются не только знания кандидата, но и его ответственность, способность принимать решения, работать в стрессовых условиях, общая работоспособность, манера изложения мыслей, личностные и социальные характеристики. Возрастной ценз для претендентов отсутствует, но это компенсируется строгостью других требований и обязательностью всей процедуры подготовки. Ее выполнение занимает столько времени, что к сдаче экзамена претендент подходит в возрасте 29—30 лет. Сдавший экзамен кандидат может претендовать на любое освободившееся место судьи. Но, как правило, вакантные места в высших судебных инстанциях замещаются наиболее опытными и квалифицированными судьями низших инстанций. Согласно Конституции судей назначает президент страны. Но для некоторых категорий судей это полномочие делегировано министерству юстиции. На практике только председатели и заместители председателей судов первой инстанции, а также судьи апелляционных судов и Верховного суда назначаются президентом. Он рассматривает предложения федерального правительства, которое также может делегировать свои полномочия министерству юстиции. Судьи назначаются пожизненно. Германия
Квалификационные требования к судьям регулируются Германским судебным актом. Подготовка к работе судьей начинается с университета и длится в среднем 4 года. Курс заканчивается первым экзаменом. Он проводится государственной экзаменационной службой, которая, как правило, прикреплена к высшему земельному суду. Затем следует практическая подготовка, называемая дословно "подготовительной службой". Она длится 2 года, студенты трудоустраиваются как гражданские служащие на обучении, получая скромное денежное содержание. Например, в Вестфалии студенты работают 5 месяцев в суде, рассматривающем гражданские дела по первой инстанции, 3 месяца в прокуратуре или суде, рассматривающем уголовные дела, 3 месяца в административном аппарате (обычно в органах местного самоуправления), 10 месяцев с практикующими юристами (адвокатами). Цель — привить практические навыки применения права. Обучение сопровождается курсами, освещающими практические вопросы применения норм права. Затем проводится второй экзамен, который принимают, как правило, действующие судьи и адвокаты, требующие уверенного знания и понимания практики. Это уникальная концепция юридического образования. Ее уникальность в том, что второй экзамен — это одновременно квалификационный экзамен на занятие юридической должности на гражданской службе, в том числе должности судьи. Те, кто сдал такой экзамен, вправе занимать должность юриста. К этому времени средний возраст кандидата составляет 28—30 лет. Его шанс быть назначенным судьей зависит уже не столько от того, что он сдал экзамены, сколько от того, насколько успешны результаты экзаменов. Для занятия должности судьи необходимо иметь результат "выше среднего". Такую оценку получают примерно 15% студентов. Кроме профессиональной квалификации, полученной по итогам экзаменов, ничего иного не требуется. Нет политики, направленной на набор судей из других юридических профессий. Возрастной ценз, как и в Австрии, не предусмотрен. Как и все государственные служащие, судьи должны представлять сертификат состояния здоровья и налоговую декларацию, отвечать нравственным требованиям. Процедура назначения разная в каждой федеральной земле. Назначение судей высших федеральных судов осуществляет выборный комитет федерации и федеральный министр. Каждый член выборного комитета имеет право представлять кандидатуры, однако строгой процедуры нет. Как правило, кандидатуры представляются на рассмотрение комитета специальным советом при президенте Германии. Немецкая система ориентирована на то, чтобы судьи выстраивали свою карьеру в суде в течение всего периода трудоспособности, так как судьи назначаются пожизненно. Для уже назначенных судей распространен испытательный срок. Сначала судья назначается на должность так называемого младшего судьи. Чтобы быть назначенным на постоянную должность судьи, младший судья должен проработать не менее 3 лет. В течение испытательного срока младший судья может быть дисквалифицирован, причем, как правило, в упрощенном порядке (по сравнению с судьями, назначенными пожизненно). Литва
Система судейского самоуправления состоит из общего собрания судей, Судебного совета и Суда судейской чести.
Закон "О судах" предусматривает так называемую карьерную систему отбора и продвижения по службе судей, в соответствии с которой лицо может быть впервые назначено на долж- ность судьи лишь в суд низшего уровня. Претендент, соответствующий законодательно установленным требованиям и сдавший экзамен, включается в список кандидатов в судьи районных судов в соответствии с процедурой, определенной Судебным советом. Составленный Национальной судебной администрацией список передается президенту страны, Судебному совету и отборочной комиссии. Отбор судей производится отборочной комиссией в соответствии с правилами и критериями, установленными Судебным советом. Она представляет заключение по каждому кандидату президенту, однако такое заключение не является обязательным. Президент, в свою очередь, представляет на рассмотрение Судебного совета список лиц, которых планирует назначить на должность. В отношении каждого из них совет должен представить заключение. При этом мнение совета не носит обязательного характера. США
Здесь существуют Конференция судей США с системой комитетов, конференции и советы судей в округах (границы округов не совпадают с административно-территориальным делением, аналогично округам в системе арбитражных судов в России).
Кандидаты в федеральные судьи высших судов номинируются президентом США, а затем должны быть утверждены большинством голосов в сенате. Немаловажная деталь: до того, как будет объявлено имя кандидата, он подвергается тщательной проверке ФБР. Кроме того, его профессиональный опыт и квалификация изучаются Американской ассоциацией юристов, которая дает свои рекомендации по кандидатуре президенту и конгрессу. Для кандидатов в судьи не предусмотрено никаких специальных экзаменов. Главный критерий отбора при назначении на должность любого федерального судьи — опыт работы и академические достижения. Кандидат в судьи должен обязательно иметь большой опыт работы в юридической сфере: как правило, судьями становятся практикующие юристы, прокуроры. Юрист должен иметь диплом колледжа (обычно 4 года обучения), диплом юридического университета (3 года), а также сдать экзамен для получения лицензии на право вести юридическую практику в конкретном штате. Большинство федеральных судей к моменту назначения имеют не менее 15—20 лет юридической практики. Судьи по банкротствам и мировые судьи должны иметь не менее 5 лет юридической практики. Фактически при назначении все они имеют более чем 5-летний опыт. При назначении судей по банкротствам, судей штатов или мировых судей суд прибегает к помощи специальных советов, состоящих из юристов и простых граждан. Процедура отбора судей в США зависит от штата, но обычно используется один из двух основных способов — выборы либо назначение губернатором или мэром. Например, в штате Нью-Йорк кандидат в судьи должен быть практикующим юристом с опытом работы не менее 10 лет и пройти отборочную комиссию из представителей юридических вузов, коллегий юристов и общественных организаций. После этого комиссии передают имена кандидатов на включение в избирательные бюллетени на рассмотрение ответственным за организацию выборов чиновникам либо ответственному за отбор чиновнику, если используется система назначений. Первоначальный срок назначения судей апелляционных судов и судов общей юрисдикции различен в каждом из штатов. Только в одном штате — Род-Айленд — судьи назначаются пожизненно. Армения
В стране действуют Совет правосудия с Дисциплинарной комиссией, Совет председателей судов, Ассоциация судей.
Основным органом, занимающимся вопросами назначения на должность судьи, является Совет правосудия. По предложению министра юстиции он ежегодно составляет и представляет президенту страны списки должностной пригодности и служебного продвижения судей (ст. 13 Судебного кодекса), которые утверждаются в месячный срок. В эти списки включаются судьи, которые по профессиональным и моральным качествам соответствуют занимаемой должности, а также граждане Армении с высшим юридическим образованием, которые достигли возраста 25 лет, имеют не менее 3 лет стажа по специальности юриста и могут работать судьями. Процедура назначения судьи выглядит следующим образом. К 1 сентября каждого года Судебная школа Армении составляет списки кандидатов, рекомендуемых к назначению на должность судьи впервые по результатам проведенного квалификационного тестирования. При этом результаты тестирования размещаются на официальном сайте армянского правосудия, и с ними могут ознакомиться все желающие. Не позднее 20 ноября руководство Судебной школы представляет Совету правосудия список кандидатов, публикует его в печатных СМИ тиражом не менее чем 3 тысячи экземпляров и размещает на том же сайте. Совет правосудия приглашает всех кандидатов на собеседование. Члены совета проводят голосование, указывая в бюллетене фамилию и имя выбранного кандидата. При этом каждый член совета может отдать голос только за одного кандидата. По итогам голосования составляется список из 10 кандидатов, набравших большее количество голосов. Не позднее 15 декабря список представляется президенту, и не позднее 25 декабря он подписывает указ о назначении соответствующих лиц на должности судей. Беларусь
Система органов судейского сообщества включает съезд судей, Республиканский совет судей, конференции судей, квалификационные коллегии судей, экзаменационные комиссии.
К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин республики, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации "юрист". Экзамен проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются при Верховном суде и при Высшем хозяйственном суде. Подбор лиц, претендующих на должности судей общих и хозяйственных судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям осуществляются соответственно Верховным судом, Высшим хозяйственным судом, министерством юстиции. Положительный результат экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет. Заявление о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею с участием лица, обратившегося с заявлением, не позднее чем через месяц с момента его подачи. По результатам рассмотрения принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации, которое объявляется заявителю. При этом обжалование решения соответствующей квалификационной коллегии судей в Квалификационную коллегию судей Верховного суда не предусмотрено. (В Беларуси нет квалификационной коллегии судей Высшего хозяйственного суда, но действует квалификационная коллегия судей хозяйственных судов.) При наличии в суде вакантной должности судьи квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата для назначения на эту должность и прохождения специальной подготовки, о чем информирует министерство юстиции. Специальная подготовка включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования, совмещенное со стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного соответственно председателем Верховного суда или председателем Высшего хозяйственного суда. Судьи назначаются на должность сроком на 5 лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Казахстан
Здесь созданы Высший судебный совет, Квалификационная коллегия юстиции, республиканская и областные дисциплинарно-квалификационные коллегии, Союз судей, Комиссия по судейской этике. Согласно ч. 3 ст. 79 Конституции Казахстана судьями могут быть граждане республики, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 2 лет и сдавшие квалификационный экзамен. Конституционным законом "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" установлены дополнительные требования к претендентам на должность судьи. Претендент должен иметь безупречную репутацию, пройти медицинское освидетельствование на отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, и стажировку в суде, а также получить положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, сдача квалификационного экзамена и прохождение стажировки не требуются. Прием экзаменов у претендентов осуществляется только после прохождения ими специальной проверки (на наличие судимости, других обстоятельств, препятствующих назначению на должность судьи). Следующей стадией проверки тех, кто приобрел статус кандидата, является стажировка в районном суде, которая, наряду с освоением кандидатом специфики работы в районном суде, приобретением необходимых практических и организаторских навыков, позволяет также изучить его индивидуальные особенности, профессиональные, морально-этические и психологические качества. Срок прохождения стажировки (от 3 до 6 месяцев) устанавливается председателем районного суда в зависимости от стажа, опыта работы стажера и других данных, на основании которых определяется уровень его профессиональной подготовленности. Предусмотрена также обязательная публикация в средствах массовой информации сведений о кандидатах в судьи, допущенных к стажировке в суде. Это позволяет гражданам высказать мнение о том или ином кандидате. Поступившая информация учитывается в дальнейшем при обсуждении итогов стажировки. Последним этапом проверки кандидатов на должность судьи является участие их в конкурсе на занятие вакантной должности судьи. Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе, сдают определенный перечень документов, в который, помимо прочего, входят документы, характеризующие их профессиональный уровень (выписки из приказов об увольнении из правоохранительных органов, судов и с воинской службы, служебная характеристика), заключение пленарного заседания областного суда об итогах прохождения стажировки, медицинские справки установленной формы. Действующие судьи и кандидаты в судьи, ранее зани- мавшие должность судьи, дополнительно представляют сравнительную таблицу со статистическими данными о своей работе, сведения о привлечении к дисциплинарной ответственности и о поступивших жалобах. Отбор кандидатов производится с учетом профессиональных, личностных и морально-нравственных качеств, но предпочтение отдается лицам, имеющим больший стаж юридической работы и лучшие результаты квалификационного экзамена. Рекомендации Квалификационной коллегии юстиции даются по результатам конкурсного рассмотрения и направляются министру юстиции для представления кандидатов на вакантные должности судей, председателей районных или приравненных к ним судов президенту Казахстана. Рекомендации коллегии должны быть рассмотрены министром юстиции в месячный срок. Кандидатуры на должности председателей коллегий и судей Верховного суда рассматриваются Высшим судебным советом по представлению председателя Верховного суда с учетом заключения пленарного заседания Верховного суда. Кандидатура на должность председателя Верховного суда также рассматривается Высшим судебным советом для рекомендации президенту, который вносит ее на рассмотрение в сенат парламента. Таким образом, судебный корпус Казахстана формируется двумя способами — избранием судей Верховного суда и назначением судей местных судов из числа кандидатов, зачисленных в резерв. Резерв создается из кандидатов в судьи, сдавших квалификационный экзамен на должность судьи и подавших в соответствующую квалификационную коллегию заявление о зачислении в резерв, при этом срок действия результатов квалификационного экзамена составляет 2 года. Киргизия
Органы судейского сообщества — съезд судей, Национальный совет по делам правосудия, Квалификационная коллегия судей при Конституционном суде, Квалификационная коллегия судей при Верховном суде. Национальный совет по делам правосудия в соответствии с полномочиями проводит открытый конкурсный отбор на должности судей, компьютерное тестирование претендентов и обязательно публикует личные данные претендентов на должности судей в средствах массовой информации с целью узнать мнение общественности об их деловых и моральных качествах. Это способствует объективности и открытости процесса отбора судей, непосредственному участию граждан в обсуждении претендентов на должности судей (в 2006 году поступило 537 отзывов и замечаний, касающихся претендентов в судьи). Обучение и повышение квалификации
При решении вопросов подготовки кандидатов в судьи и повышения квалификации судей в некоторых странах на законодательном уровне закрепляют обязанность судьи проходить с определенной периодичностью обучение, а также определяют конкретные учебные заведения, которые занимаются профильным обучением как судей, так и кандидатов в судьи (школы правосудия в Италии и Испании, Литовский центр обучения судей, Судебная академия Чехии, Канадский институт администрирования правосудия, Австралийский институт судебного администрирования, Судебная школа Армении, Делийская судебная академия и Институт подготовки персонала судов в Индии). Но есть и страны, законодательство которых не регулирует данный вопрос вообще (Сингапур). Таким образом, подавляющее большинство стран организуют специализированные учебные учреждения для обучения кандидатов в судьи и самих судей. Это создает возможности для концентрации финансовых ресурсов, кадрового, педагогического и научного опыта, что представляет собой, несомненно, положительный опыт формирования условий для качественной подготовки кандидатов на должность судьи и повышения квалификации судей. Испания
Здесь существует Главный судебный совет.
Обучением кандидатов в судьи и судей занимается Школа правосудия. Базовый курс состоит из лекций, семинаров и конференций. Есть постоянный факультет. "Ядро" теоретических курсов состоит из трех постоянных курсов: конституционное право, суд первой инстанции, изучение судебных дел. Действуют однонедель-ные семинары по различным темам: семейное право, судебная медицина, медиация (примирительные процедуры с участием посредника), экономика, биоэтика (междисциплинарное исследование антропологических, моральных, социальных и юридических проблем, вызванных развитием биомедицинских технологий), наркозависимость и др. На дополнительных тренингах используются симуляционные процессы и организуются занятия по юридическому переводу. Последняя часть первоначального периода подготовки (от 1 до 3 месяцев в течение академического года) включает также посещение различных учреждений — судов, прокуратур, полиции, тюрем, юридических фирм. На втором году обучения кандидатов прикрепляют к судьям в качестве помощников. По завершении курсов подготовки публикуется список вакансий, и те, кто набрал большее количество баллов, имеют возможность выбрать наиболее им подходящую. При Школе правосудия действует специальная комиссия, которая занимается вопросами повышения квалификации судей и ежегодно утверждает программы обучения для них. Ее задачи двояки: углубление специальных знаний судей и ознакомление судей с вновь возникающими сферами, связанными с правом (биотехнологии, интернет-преступления, телекоммуникации и т.д.). Школа также проводит он-лайн курсы по праву Каталонии и Страны Басков, по экономике, аудиту и иностранным языкам. Германия
В стране высока необходимость в дополнительной и качественной подготовке младших судей, так как им поручается не менее 50% объема работы опытного судьи. В некоторых судах старшие судьи назначаются менторами. В некоторых землях практикуются обязательные семинары для судей. Их цель — выработка практических навыков, необходимых для работы в суде — например, общение со сторонами, планирование разрешения споров, психологические аспекты общения с адвокатами сторон относительно фактов дела, разрешение конфликтов, тайм-менеджмент (эффективное управление своим рабочим временем), техника судебной речи. Болгария
В качестве конституционного органа, имеющего право законодательной инициативы по вопросам деятельности судов, учрежден Высший судебный совет.
Ассоциацией судей и Альянсом по правовому взаимодействию совместно с министерством юстиции в 1988 году был создан Учебный центр, который занимается подготовкой только что назначенных судей. Обязанности по повышению профессионального уровня судей возложены на комиссию по научному обеспечению и информационным технологиям Высшего судебного совета. Литва
В соответствии с законом "О судах" осуществляются как обучение впервые назначенных судей, так и повышение квалификации в случае перехода на работу в суд более высокой инстанции, из суда общей юрисдикции в суд специальной юрисдикции либо в случае смены специализации в рамках одного суда. Этим занимается Литовский центр обучения судей — неправительственная организация, образованная в 1997 году министерством юстиции, Литовской ассоциацией судей, Верховным судом и группой международных организаций. Чехия
Здесь существует Союз судей.
Судебная академия является основным учебным заведением, осуществляющим как начальное (по закону оно является обязательным), так и последующее обучение судей, прокурорских работников, администраторов судов, кандидатов в судьи, работников судов, помощников судей. Канада
Обширные полномочия имеет Совет судей.
Национальный судебный институт занимается общей координацией судейского образования. Институт администрирования правосудия предлагает множество программ — в частности, по развитию навыков судей, вводные и продвинутые семинары по составлению решений, специальные программы по администрированию. Канадская ассоциация судей судов провинций и Национальный судебный институт учредили партнерство в целях развития дистанционного обучения. Предлагаются курсы в самых различных форматах: аудио- и видеоконференции, веб-кастинг (вид передачи информации, вещания с использованием Интернета), видео-стри-минг (доставка видеоинформации на мобильный телефон, так называемое "потоковое видео"), двусторонние текст-коммуникации, видеоресурсы и электронные информационные источники. Разработан также специальный образовательный комплекс для только что назначенных судей. Армения
Необходимость систематического повышения профессионализма судей закреплена на законодательном уровне (в Судебном кодексе). В нем прямо прописаны профильное учебное учреждение, которое осуществляет обучение соответствующих лиц, и порядок его функционирования. Это Судебная школа — некоммерческое учреждение, основателем которого является Совет председателей судов. Школа проводит экспертизу аккредитационных документов лиц, претендующих на включение в список кандидатов на должность судьи, организует обучение выпускников юридических вузов для работы в последующем в должности судьи и обучение судей для повышения их профессионализма и дальнейшего продвижения, а также обучение работников судебного аппарата, инициирует проведение научных семинаров и конференций, направленных на усовершенствование системы правосудия и соответствующей законодательной базы. При этом обучение лиц, которые получили вузовский диплом, осуществляется по их инициативе, а кандидатов, зачисленных в судейский резерв, и судей — на обязательной основе. Казахстан
Необходимость прохождения специальной подготовки предусмотрена конституционным законом "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан". Положением о прохождении стажировки кандидатом в судьи, которое утверждено указом президента Казахстана от 28 июня 2001 года, устанавливается обязательность стажировки в районном или приравненном к нему суде и получение заключения пленарного заседания о ее итогах. Подготовкой судей, повышением квалификации судей и работников судебной системы занимается Институт правосудия Академии государственного управления при президенте Казахстана. Кроме того, в каждом областном и приравненном к нему суде есть координатор учебных программ, а в каждой области одному из районных судов придан статус базового суда. Одной из форм обучения судей стали регулярные стажировки в вышестоящих судах. Япония
Система подготовки судей имеет здесь специфику, которая заслуживает пристального внимания. Первичную подготовку осуществляют вузы, однако наличия диплома о высшем образовании недостаточно. Необходимо сдать национальный юридический экзамен (НЮЭ), быть назначенным в качестве стажера и закончить 12-месячные подготовительные курсы, по итогам которых сдается финальный квалификационный экзамен (ФКЭ) (ст.ст. 66, 67 Акта об организации суда). Организацией этой учебы занимается Институт правовой подготовки и исследований (ИППИ) при Верховном суде, созданный в мае 1947 года в соответствии со ст. 14 Акта об организации суда. В 2006 году были введены новые стандарты НЮЭ, направленные на сближение со стандартами университетского образования. Подготовительные курсы ежегодно проходят свыше тысячи человек, сдавших НЮЭ (2—3% от общего количества участвующих в конкурсе). После сдачи финального квалификационного экзамена выпускник может стать судьей, обвинителем или атторнеем (доверенный представитель, оказывающий юридические услуги; во втором значении — государственное должностное лицо, участвующее в судебных процессах от имени государственного органа). Методология обучения в ИППИ сводится к разбору реальных дел под руководством и наблюдением преподавателей. Стажеры из числа сдавших НЮЭ обязаны целиком посвятить себя подготовке и соблюдать конфиденциальность, связанную, например, с рассмотрением конкретных судебных дел. Стажеры получают стипендию из бюджета. Система подготовки предполагает годовую программу, состоящую из 8-месячной подготовки в специальных областях, двухмесячной подготовки по выбору и двухмесячной коллективной подготовки. Подготовка в специальных областях, как правило, проходит в действующих учреждениях: судах, офисах прокурора, адвокатских коллегиях, где'стажер может изучить реальные дела и приобрести опыт под руководством опытных практиков. По два месяца тратится на подготовку в области гражданских дел, уголовных дел, публичного обвинения и адвокатуры. При подготовке по выбору стажер выбирает ту правовую область, которая соответствует его будущим карьерным планам и интересам, и осваивает ее также в действующих учреждениях. Коллективная подготовка завершает подготовку стажеров в ИППИ и осуществляется в пяти областях: гражданский спор, уголовный спор, преследование, представительство по гражданским делам, уголовная защита. В каждом классе имеются пять профессоров по данным областям, и каждый стажер получает индивидуальное руководство. Подготовка состоит в составлении планов выступлений по реальным делам, планы корректируются и анализируются преподавателями и обсуждаются стажерами. После прохождения подготовки стажер сдает ФКЭ. В ИППИ существуют иные виды подготовки. Так, ассистенты судей получают базовые знания юридической практики немедленно после назначения. Затем они продолжают подготовку в суде своего назначения при рассмотрении реальных дел, получая знания в области процесса и практических аспектов различных категорий дел. Подготовка по выбору осуществляется в различных областях (медицинское право, интеллектуальная собственность, налогообложение). Специальное исследование практических вопросов судебной процедуры предусмотрено для ассистентов судей, имеющих более 5 лет опыта. Недавно назначенные судьи из числа бывших ассистентов судей изучают главным образом судебное управление. Вновь назначенные судьи дисциплинарных судов изучают процедуру рассмотрения споров посредством имитационных процессов. Для них предусмотрены трехлетняя и пятилетняя подготовки. Судьи дисциплинарных судов, имеющие более 6 лет практики, могут участвовать в специальных программах совместных исследований юридических процедур. Подготовка в специальных областях включает юридическую практику, судебное управление и расширение кругозора. Для изучения практики проводятся семинары в ИППИ и правовые исследования в судах. Подготовка в области судебного менеджмента осуществляется для председателей судов и руководителей отделений. Для расширения кругозора предусмотрены специальные тренинги. Судьи и ассистенты судей также изучают бизнес-практику в частных корпорациях, познавая реальные условия функционирования экономики и расширяя кругозор. Специальные подготовительные курсы по интеллектуальной собственности предусмотрены для судей и ассистентов судей, осуществляющих правосудие в области международного частного права. Существуют подготовительные курсы для тех, кто не закончил школу права и не сдал НЮЭ, но имеет предпосылки для прохождения подготовки. Подготовка длится 16 месяцев и включает 2 месяца подготовки в ИППИ, 12 месяцев подготовки в действующих учреждениях и заключительные 2 месяца в ИППИ. В конце также сдается ФКЭ. Как видим, образование в ИППИ является унифицированным, независимо оттого, кем намерен стать обучающийся — судьей, обвинителем или атторнеем. Даже получив различные профессии, выпускники института остаются, как показывает практика, членами одной социальной группы с единой ценностной ориентацией. Считается, что такая широкая подготовка позволяет расширить кругозор, выработать объективное видение, а также способствует взаимопониманию между профессионалами в области права. Вероятно, это единственная в своем роде система в мире. При этом переход из одной юридической профессии в другую в Японии редок. Профессиональный рост судей
Одним из важнейших факторов создания благоприятной профессиональной атмосферы внутри судебной системы является гарантированный и справедливый профессиональный рост судей. Органы судейского сообщества нередко наделяются функциями по отбору и продвижению судей в вышестоящие судебные инстанции, поощрению судей. Для этого разрабатываются оценочные критерии и показатели качества работы. В практическом плане выделяются два направления профессионального роста: назначение судьей в вышестоящий суд и назначение на различные должностные посты в соответствующем суде. Нидерланды
Здесь действует так называемая система "внутреннего видения", когда оценка судьи осуществляется коллегами по работе в ходе обмена мнениями по различным правовым вопросам. Самим судьям важно, что их оценка дается коллегами, особенно при назначении на руководящие должности в судах. Италия
Широкими полномочиями обладает Высший совет магистратуры (магистрат — чиновник судебной власти: судья, прокурор, следователь). Согласно закону о судоустройстве по прошествии 2 лет с момента назначения на должность судья должен пройти процедуру оценивания. Через 11 лет после назначения он также проходит процедуру оценивания, чтобы стать судьей апелляционной инстанции. Через 7 лет после назначения судьей апелляционной инстанции проходит процедура оценивания уже на соответствие требованиям к судьям кассационной инстанции. Австрия
Должности как в суде, так и в прокуратуре взаимозаменяемы. Все карьерные достижения сохраняются при переходе из суда в прокуратуру и наоборот, и в этом особенность австрийской судебной системы. Согласно закону о статусе судей судье для перехода необходимо через 2 года после назначения пройти процедуру оценки, заключающуюся в квалификационных испытаниях, подобных тем, которым судья подвергается при назначении на должность. Однако председатели и заместители председателей судов, а также председатели судебных составов не проходят такой процедуры. Испытания проводятся кадровым сенатом из судей первой и второй инстанций, которые входят в него по должности. Это, как правило, председатели судов, их заместители и три члена суда, избранные судьями. Лица, получившие меньше 5 баллов, вновь проходят испытания в следующем году. Те, кто на повторном экзамене получил "неудовлетворительно", подают в отставку. Плохой результат может также вести к возбуждению дисциплинарного производства. Результаты испытаний отражаются на заработной плате судей. Франция
Ключевую роль в деятельности судебной власти и в жизни судейского сообщества играет Судебный совет.
Все судьи подлежат обязательному оцениванию раз в 2 года. Исключение составляют председатели апелляционных судов и судьи Кассационного суда. При этом обеспечивается прозрачность процедуры, а судья, подвергаемый оценке, может ознакомиться с ее результатами до отправления их в министерство юстиции. Результаты также проверяются Государственным советом. Германия
В соответствии с законами федеральных земель каждые 4—5 лет проходит оценивание судей. Оно проводится председателем вышестоящего суда по 18-балльной шкале. Оценивание может пройти и по желанию судьи, заинтересованного в продвижении по службе. При наличии вакантной должности дается официальное объявление в газете. Заинтересованные лица подают заявления, которые рассматриваются председателями соответствующих судов, о чем направляется уведомление председателю вышестоящего суда и министру юстиции. Министерство выбирает лучших кандидатов и направляет список в президентский совет на утверждение. Если есть отборочный комитет, то он решает этот вопрос, если его нет — министерство юстиции или правительство федеральной земли. Результат может быть оспорен в административном суде. Казахстан
При рассмотрении вопросов профессионального роста судей, назначения на должности значительную роль играют пленарные заседания судов. Правовой основой их деятельности являются ст.ст. 16, 22, 29 и 30 конституционного закона "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан". Пленарное заседание обсуждает итоги прохождения кандидатом в судьи стажировки в местных судах и выносит заключение, а также рассматривает вопросы назначения на должность председателя районного суда, председателя, председателя коллегии областного суда и судьи Верховного суда и дает заключения по кандидатурам. С целью определения профессиональной пригодности действующих судей образовано Судебное жюри из семи судей (как действующих, так и судей в отставке). Его главная задача — оценить профессиональную пригодность судей, допускающих грубые ошибки в применении законов, отмечаемые вышестоящими судебными инстанциями при отмене или изменении судебных актов. По итогам рассмотрения поставленных вопросов Судебное жюри выносит не подлежащее обжалованию заключение либо о соответствии судьи занимаемой должности, либо о принятии необходимых мер по повышению его квалификации (направление на обучение или стажировку), либо о несоответствии занимаемой должности. Порядок формирования жюри, организация его деятельности регламентированы Положением о Судебном жюри, утвержденным указом президента Казахстана. Китай
Судьям присваивается один из 12 рангов. Ранг судьи определяется занимаемой должностью, моральными и профессиональными качествами, уровнем квалификации, результатами судебной деятельности и выслугой лет. Повышение производится по итогам годовой аттестации. Аттестация судей проводится судебными органами, должна быть объективной и справедливой, отвечать принципу демократического централизма и сочетать обычную аттестацию с годовой аттестацией. Ответственность судьи
Должность судьи наделяет его определенным иммунитетом, тем не менее судья не освобождается от ответственности. Самой распространенной ее формой является дисциплинарная ответственность. Общими основаниями для привлечения к дисциплинарной ответственности являются совершение судьей действий, умаляющих статус судьи; совершение поступка, несовместимого с требованиями судейской чести и положениями кодекса поведения судьи, кодекса судейской этики (почти в каждой стране существует подобный акт), дискредитирующего должность судьи и нарушающего принцип независимости судебной власти; недобросовестное выполнение обязанностей, бездействие без достаточного основания; нарушение запретов и ограничений на занятие определенными видами деятельности; нарушение трудовой дисциплины; нарушение закона. Дисциплинарное производство в отношении судей осуществляется либо специально созданными для этого органами (Суд судейской чести в Литве, Дисциплинарный суд в Австрии), либо органами в структуре судейского самоуправления, совмещающими данные функции с другими полномочиями (квалификационные комиссии, дисциплинарно-квалификационные коллегии в странах СНГ). Законодательство каждого государства приводит свой перечень дисциплинарных мер, применимых к судьям, при этом самой жесткой является досрочное прекращение полномочий. Среди других дисциплинарных мер можно выделить такие: постановка на вид (Китай); предупреждение (в большинстве стран); порицание или выговор с занесением в личное дело (в большинстве стран); понижение заработной платы (Австрия, Германия, Китай); штраф (до 6000 евро в Испании); перевод в другой суд (Германия, Литва, Испания, причем в последней — не менее чем за 100 километров от прежнего суда); понижение в квалификационном классе на определенный срок или без ограничения срока (страны СНГ); временное отстранение от должности с сохранением или без сохранения должностного оклада (в большинстве стран); освобождение от должности с сохранением пенсионного обеспечения или без него (в большинстве стран). Италия
Согласно Конституции страны судей к дисциплинарной ответственности привлекает Высший совет магистратуры. Но фактически эти функции выполняет дисциплинарная комиссия, состоящая из 6 членов, избираемых этим советом. Дисциплинарную процедуру инициируют министерство юстиции и генеральный прокурор Кассационного суда. Так как комиссия — судебный орган, а не административное агентство, ее решения могут быть обжалованы в объединенной гражданской палате Кассационного суда. Решения оглашаются публично. Дисциплинарная процедура прекращается вне зависимости от тяжести обвинений, если стадия расследования длится больше года или между сообщением об обвинении судьи и вынесением соответствующего решения проходит больше двух лет. Применяемые дисциплинарные санкции: предупреждение, порицание, приостановление полномочий сроком до двух лет, потеря судейского старшинства, исключение или отставка. Испания
Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности может быть инициирована президентом Верховного суда (должность аналогична должности Председателя Верховного Суда в России), высшими судами автономий, судами, дисциплинарными комиссиями или их пленумами, прокурорами или просто в силу поступления жалобы от гражданина. Любой гражданин может подать жалобу в отношении любого судьи, если он считает, что тот совершил проступок при исполнении служебных обязанностей. В зависимости от категории судьи такое дело будет рассматриваться либо в вышестоящем по подчиненности суде, либо в Верховном суде. Ежегодные отчеты Главного судебного совета содержат статистические данные о том, сколько было подано жалоб, сколько из них принято и сколько расследований проведено. Инспекция Главного судебного совета должна проверять каждую жадобу и давать заключение, в котором может предложить возбуждать или не возбуждать дисциплинарное производство, посоветовать суду провести предварительное расследование. Санкции к судьям варьируются от предупреждения, штрафа (до 6000 евро), перевода в другой суд (не менее чем за 100 километров от местонахождения прежнего суда), приостановления полномочий до освобождения от должности. Австрия
В стране действуют дисциплинарные суды, созданные при Верховном суде и апелляционных судах. Они состоят из пяти судей, избранных на год судебной палатой. Уникальность австрийской системы заключается в том, что функции возбуждения дисциплинарной проверки осуществляет дисциплинарный суд самостоятельно. Предварительное расследование ведется уполномоченным комиссаром, который является членом дисциплинарного суда. Тот, кто вел расследование, не имеет в дальнейшем права участвовать в рассмотрении дела. Согласно данным статистики дисциплинарными судами рассматривается от 21 до 45 дисциплинарных дел, то есть в среднем 33 дела в год. В Австрии 1700 судей, таким образом, к дисциплинарной ответственности привлекается в среднем 1 судья из 52 (1,92%) в год. За невыполнение профессиональных обязанностей установлена дисциплинарная санкция, которая может выражаться в форме предупреждения или замечания. Применяются также выговор, удержание надбавки к зарплате за 3 года, сокращение заработной платы (не более чем на 25% за 3 года), перевод судьи в другой суд без права требовать возмещения расходов на переезд, отставка с пониженной пенсией, увольнение. В некоторых случаях дисциплинарных санкций к судье не применяют, так как бывает достаточно вынесения решения о наличии нарушения. Прекращение полномочий может стать результатом дисциплинарного решения, а также результатом неудовлетворительной оценки судьи, если он не выдержит оценочные испытания в течение двух лет. В таких случаях председатель апелляционного суда просит судью подать заявление об отставке. Если судья отказывается добровольно уйти в отставку, вопрос поступает на рассмотрение в судебную палату. Франция
Согласно ст. 45 5(аШ1 с1ев та%1&1га1е5 существует целый ряд дисциплинарных санкций: выговор с занесением в личное дело, перевод на другую должность в суд иного местоположения, лишение полномочий судьи, понижение заработной платы, отстранение от должности на срок до года с сохранением или без сохранения должностного оклада, понижение по службе, досрочный уход в отставку с сохранением или без сохранения пенсионного обеспечения. Германия
Судьи могут быть привлечены к ответственности за нарушение требований, которые содержатся не только в законе "О судьях", но и в законодательстве о гражданской службе. Законодательство, регулирующее дисциплинарную ответственность судей, является частью законодательства о государственной службе. По этой причине требования законодательства о гражданской службе распространяются, за некоторыми изъятиями, и на судей. Большое значение при толковании поступков судьи и оценке его поведения имеет судебная практика Дисциплинарного суда ФРГ, стоящего во главе системы дисциплинарных судов земель. Он рассматривает дела и выносит решения в составе председательствующего, двух постоянных и двух непостоянных судей. Председательствующий и два постоянных судьи назначаются из числа судей Верховного суда, два непостоянных судьи назначаются из числа судей той сферы подсудности, к которой принадлежит судья, чье дело расследуется. Председатели судов и их заместители не могут быть судьями Дисциплинарного суда. Решения дисциплинарных судов земель могут быть обжалованы в Дисциплинарный суд ФРГ. Законом "О судьях" также предусматривает-/ ся возможность на общественных началах включить в состав дисциплинарного суда представителей адвокатского сообщества, выбранных правлением палаты адвокатов. Дисциплинарные суды обладают компетенцией рассматривать дисциплинарные дела в отношении судей и судей в отставке, решать вопросы об отставке судей (в том числе вследствие профессиональной непригодности), оспаривании назначения на должность судьи, отмене назначения на должность и иные. Производство в дисциплинарных судах осуществляется на основании положений закона "О дисциплинарном производстве" и закона об административных судах. Инициатором дисциплинарного процесса выступает, как правило, министерство юстиции. Таким правом наделены и председатели судов. Они могут применять лишь предупреждения и выговоры, остальные меры — Дисциплинарный суд ФРГ. Отставка возможна только по решению Дисциплинарного суда. Это правило действует и в отношении дел о профессиональной непригодности судей. Возможные дисциплинарные меры: предупреждение, выговор, уменьшение должностного оклада, перевод в другой суд, увольнение. Чехия
Основанием возбуждения дисциплинарного процесса является индивидуальная жалоба. Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности регламентирована законом о судебной дисциплине. Дела рассматриваются дисциплинарной комиссией, состоящей из 5 судей, которые назначаются на трехлетний срок. Сторонами дисциплинарного процесса являются председатель суда либо министр юстиции и обвиняемый судья. Председатель регионального, высшего или Верховного суда назначает судей членами дисциплинарной комиссии и направляет запрос о начале дисциплинарной процедуры. Санкции к судье — объявление предупреждения или выговора, перевод в другой суд, увольнение. Польша
Здесь действует Национальный совет судебной системы.
Полномочия судьи могут быть прекращены по дисциплинарным причинам и в связи с несоответствием судьи основным требованиям, предъявляемым к должности судьи. Единственное исключение предусмотрено в отношении председателей судов. Министр юстиции может освободить председателя суда от должности только после получения согласия общего собрания судей данного суда. Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности регламентирована законом о судах общей юрисдикции, в соответствии с которым судья может быть привлечен к ответственности за профессиональные нарушения, грубое нарушение правовых норм либо за поведение, не соответствующее высокому статусу судьи. В Польше учреждены дисциплинарные суды первой и второй инстанций, которые состоят из судей, избираемых общими собраниями судей Верховного суда, Высшего административного суда, апелляционных судов, региональных и военных судов в количестве, определяемом Национальным советом судебной системы. Деятельность дисциплинарных судов является одной из форм судейского самоуправления. Дисциплинарные процессы проходят за закрытыми дверями, присутствовать на них могут только судьи. И ответчик, и судья-докладчик могут оспорить решение дисциплинарного суда первой инстанции в Высший дисциплинарный суд. Дисциплинарными санкциями являются порицание, выговор, освобождение от должности (применяется в отношении председателей судов), перевод в другой суд и досрочное прекращение полномочий судьи. Канада
Совет судей по просьбе министра юстиции или генерального атторнея провинции (член кабинета министров провинции, ведущий юридические дела от имени и в интересах провинции) начинает расследование по вопросу прекращения полномочий судьи высшего суда в случаях, если судья может быть виновен в совершении должностного преступления, если судья исполнял обязанности не должным образом и если поведение судьи несовместимо с исполнением его обязанностей. Поводом к расследованию служат жалоба или заявление любого лица в отношении судьи высшего суда. В соответствии с законом о судьях Совет судей может запретить публикацию любой информации, касающейся расследования или основанной на расследовании, если считает, что оглашение информации не будет отвечать общественным интересам. Он может также вести расследование конфиденциально, если министр юстиции не потребует проведения публичного расследования. Австралия
Здесь еще в 1933 году был создан Правовой совет, существует также Конференция судей.
В стране действует идентичный канадскому закон о судьях, дающий право Правовому совету, во-первых, запрещать публикацию информации о расследовании дела в отношении судьи, во-вторых, проводить любые связанные с этим заседания конфиденциально, если совет считает, что оглашение информации не будет отвечать общественным интересам. Армения
Совет правосудия обладает широкими полномочиями в сфере привлечения судей к ответственности. В частности, он дает заключение о досрочном прекращении полномочий судьи и рассматривает вопрос о возможности привлечения судьи к уголовной и административной ответственности. По вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи в Совет правосудия обращается министр юстиции, а о даче согласия на арест судьи, его привлечении в судебном порядке к административной или уголовной ответственности — Генеральный прокурор. По заключению Совета правосудия основаниями для досрочного прекращения полномот чий судьи являются грубое нарушение законности, совершение поступка, несовместимого со званием судьи. При привлечении судьи к дисциплинарной ответственности Совет правосудия может объявить замечание, выговор, строгий выговор. Если совет не сочтет целесообразным применить меру дисциплинарного взыскания, то он может прекратить возбужденное дисциплинарное производство и ограничиться обсуждением вопроса. Беларусь
Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов при совершении ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении правил внутреннего трудового распорядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей, причем не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы, не считая времени дополнительной проверки. Материалы по результатам дисциплинарного производства направляются квалификационными коллегиями судей с их заключениями, имеющими рекомендательный характер, председателям соответствующих судов для принятия решений. Видами дисциплинарных взысканий являются замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение судьи в квалификационном классе на срок до 6 месяцев, освобождение от должности. При избрании меры дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе учитываются характер нарушения и его последствия (например, при постановлении приговора судья не удалился в совещательную комнату, что привело к отмене приговора, неоднократно грубо нарушал законность при рассмотрении уголовных и гражданских дел), тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины. В 2007 году из 82 судей, привлеченных к дисциплинарной ответственности, ни один не понижался в квалификационном классе. В 2005—2006 годах такой мере дисциплинарного взыскания подвергались по двое судей. Казахстан
Для решения вопросов дисциплинарной ответственности судей образованы республиканская и областные дисциплинарно-квалификационные коллегии. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение законности при рассмотрении судебных дел, совершение поступка, противоречащего судейской этике, грубое нарушение трудовой дисциплины. Председатели судов и коллегий судов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Отмена или изменение судебного акта сами по себе не влекут ответственности судьи, если им не были допущены грубые нарушения закона, на которые указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции. К судьям могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, понижение в квалификационном классе на неопределенный срок, освобождение от должности председателя суда или председателя коллегии за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, освобождение от должности судьи. В ст. 39 конституционного закона "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" установлен исчерпывающий перечень оснований для наложения того или иного вида дисциплинарного взыскания. Порядок и условия повышения и понижения квалификационных классов регламентированы Положением о квалификационных классах судей Республики Казахстан, утвержденным указом президента от 26 июня 2001 года. Как показывает практика, дисциплинарно-квалификационными коллегиями судей редко применяется такой вид дисциплинарного взыскания, как понижение в квалификационном классе. В первом полугодии 2008 года из 92 наложенных дисциплинарных взысканий таких было только два (2,2% от общего числа). С 2001 по 2007 год из 1257 наложенных дисциплинарных взысканий понижение в квалификационном классе применялось только 31 раз, что составляет 2,5%. В целях профилактики дисциплинарных проступков решения дисциплинарно-квалификационных коллегий судей об освобождении от должности направляются для сведения во все районные и приравненные к ним суды, которые впоследствии обсуждают допущенные судьями нарушения на рабочих совещаниях. Следует отметить, что судья считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию, если в течение года со дня его наложения не будет подвергнут новому взысканию. Решение областной дисциплинарно-квалификационной коллегии может быть обжаловано судьей, в отношении которого оно вынесено, а также лицом, возбудившим дисциплинарное дело, в республиканскую дисциплинарно-квалификационную коллегию. Ее решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Киргизия
Статья 81 Конституции предусматривает ряд оснований для освобождения судьи от должности, в том числе вступивший в законную силу приговор суда. Судьи местных судов могут быть освобождены от должности даже по результатам аттестации, хотя на практике эта мера еще не применялась. Судьи Верховного суда и Высшего арбитражного суда могут быть освобождены от должности по представлению президента страны большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Собрания народных представителей. Квалификационная коллегия судей при Верховном суде рассматривает вопросы о дисциплинарной ответственности судей, дает заключения о присвоении и понижении квалификационных классов судьям Верховного суда и местных судов.
График работы суда: Понедельник - Четверг с 8.30 до 18.15 Пятница с 8.30 до 17.00 Перерыв с 12.30. до 14.00 Выходной: суббота – воскресенье. |
Документы принимаются в приемной (кабинет №2, ул. Флотская 19) с 8.30 до 18.15 (понедельник - четверг) с 8.30 до 17.00 (пятница)
перерыв на обед с 12.30 до 14.00 Прием председателя суда (временно приостановлен): Вторник с 9.00 до 10.00 |
|